Франсуа Вийон. Гуманистическое содержание «Баллады Примет»

Цель:   дать представления о своеобразности творчества Ф. Вийона, основные этапы его жизни и творчества; помочь понять гуманистическое содержание «Баллады примет»; развивать навыки анализа стихотворных произведений, логическое и образное мышления, навыки выразительного чтения; воспитывать у учеников любовь и уважение к поэтическим произведениям, к культуре другого народа.

Оборудование: портрет Ф. Вийона, карточки с названиями стихов поэта, фотографии архитектурных памяток эпохи Средневековья.

Ход урока.

І. Вступительное слово учителя.

Каждый урок наш с вами - это очередное путешествие по безграничному океану зарубежной литературы. Сегодняшнее наше путешествие - во Францию.

Перенесемся в один из последних дней ноября 1456 г. В Париже долго и безжалостно шел снег. Временами поднимался метелью ветер, разгоняя во все стороны снежинки, временами наступала тишина, и тогда бесчисленные хлопья снега, беззвучно кружа в черноте ночного воздуха, спокойно покрывали город. Бедному люду, который поднимал вверх взгляд из-под намокших бровей, приходилось испытывать удивление, откуда он, этот снег, берется. Магистр Франсуа Вийон выдвинул два предположения: или это языческий Юпитер ощипывает гусей на Олимпе, или это святые ангелы линяют. Он уже больше трех часов кружил по городу, заметая следы. Один из его приятелей убил другого во время картежной игры. Что он должен был делать?…Надо было убегать и как можно быстрее. Та смерть от стужи и простуды смотрит ему прямо в лицо. У него не было денег, чтобы заплатить за ночевку. Но никто не пускал его за так. В домах уже погасили свет. Сплошная тьма поглотила Париж. Даже снег казался черным. И вдруг Франсуа увидел маленький огонек. Не надеясь на сочувствие, Франсуа постучал в двери...

Кто же этот загадочный магистр, который слонялся по Франции ХV ст., не имея собственного приюта? Вор или философ? Это поэт Франсуа Вийон. Как солнечный луч, ворвался он в ХV ст. и осветил все его недостатки с силой своего сокрушительного смеха и горькой иронии.

Запись темы урока.

Мотивация обучения: мы познакомимся с основными этапами жизни и творчества поэта, будем читать и анализировать его стихи; работу будем проводить так, чтобы очень сложный стих стал для нас понятным.

ІІ. Ознакомление с творчеством поэта.

Биография поэта помогает лучше понять его творчество. Группа биографов получила задачу подобрать факты, которые бы сделали личность Ф. Вийона близкой и понятной для нас с вами. Давайте прослушаем эти сообщения и будем внимательными, так как после этого вам будут предложены вопросы.

Ученики рассказывают биографию:

Я бедняком был сроду, Хотя, может, свиньи и не пас... Наш род убогий все время Нужда вела к яме: Лежит в могиле любой из нас Не под дворянскими гербами, -

так пишет о своем происхождении сам поэт.

Родился Франсуа Вийон в необеспеченной парижской семье. После отцовской смерти маленьким мальчиком остался на руках набожной неграмотной матери. Со временем его усыновил священник Гийом Вийон, возможно, родственник матери. Разве мог он знать, что пройдет время, и Франсуа прославит его имя, подписывая свои баллады псевдонимом Вийон?

В двенадцать лет будущий поэт поступает на подготовительный факультет и в восемнадцать лет заканчивает Сорбонну со званием бакалавра. Через три года он уже лиценциат и магистр искусств, что дает ему возможность преподавать или занять должность клерка. Ни того, ни другого не произошло.

Вся жизнь Ф. Вийона - это ряд несчастных случаев и сознательных правонарушений, которые вблизи познакомили его со средневековым правосудием.

Поэт не раз отбывал наказание в тюрьмах, был осужден к смертной казни, а потом помилован. Злейший его враг - епископ Орлеанский и Менский Тибо Д'оссиньи - бросил его в тюрьму. Счастливый случай оставил его живым: через город проезжал король Людовик XI, и всем узникам были объявлены помилования.

Почти всю Францию прошел поэт, его стихи хорошо знали. Но полиция не спускала с него глаз и лишь ждала повода, лишь бы расправиться со «смутьяном», так как его стихи любил народ.

В 1462 году, осенью, на одной из парижских улиц возникла потасовка между приятелями Вийона и папским нотарием. Поэт не принимал в ней участия, но издали наблюдал, что происходило. Папского слугу ранили. Этого было достаточно, чтобы бросить поэта за решетку. Его осудили к смертной казни. Вийон пишет «Балладу повешенных» и «Катрен, написанный перед смертной казнью», в котором с иронией и сарказмом извещает:

Я - Франсуа, - намылил палач Уже петлю аж три раза, и сколько мой весит зад, Узнают вязы.

При повторном рассмотрении дела суд заменил смертную казнь на десятилетнее изгнание из Парижа.

5 января 1463 года Вийон уехал из столицы. С этих пор след Франсуа Вийона исчезает.

Ученики, которые рассказывали биографию поэта, задают вопросы одноклассникам.

Слово учителя. «Три дня на то, чтобы покинуть Париж. Это единственное, чего смогли добиться. 5 января 1463 года метр Франсуа Мокробье по фамилии Вийон, осужден к смертной казни через повешение за то, что он был якобы причастен к одному уголовному делу. И вот 8 января, в начале года, Вийон навсегда вошел в историю, но стал навеки легендой. Через 10 лет ему разрешили вернуться. Но до этого времени уже никто его не помнил. Поэтому, когда в 1489 году книготорговец Пьер Лев напечатал «Большое завещание» и его баллады, в Париже не нашлось ни одного человека, который смог бы похвалиться личным знакомством с выдающимся поэтом. «В то время ему было только 60 лет ...» - так начинает свою книгу исследователь творчества величайшего французского поэта Средневековья Ф. Вийона - Жан Фавье.

Слово учителя о творческом наследии. Творческое наследие Ф. Вийона составляют две поэмы: «Большой Тестамент («Большое Завещание») - 1462 и «Малый Тестамент» («Малое Завещание» - 1456), а также 16 стихов.

1. Работа в парах.

Поработайте в парах. Прочитайте написанные на карточках названия стихов из «Большого Завещания») и сделайте вывод о том, как в произведениях отразилась жизнь поэта.

І. «Когда прошел мне тринадцатый...».

Х, ХІ, ХІІ. «Как век в беде прожил и трудностях...».

«Я бросил школу...».

«Пишу, скребу пером моим,

А сердце рвется от печали».

Название последнего стиха может быть жизненным кредо поэтом. Он был первым, кто заговорил об обычном человеке, его месте в мире, ценности его жизни. Он стремился осмыслить свое время и судьбу личности в нем. А время было необыкновенное. Вийон стал символом эпохи, стал предвестником французского Возрождения. Это эпоха в истории культуры и искусства ХІ-ХVІ ст. Важнейшим признаком Возрождения является гуманизм (от лат. человеческий, человечный). Именно идеями гуманизма преисполнен стих Ф. Вийона «Баллада Примет».

ІІІ. Работа над содержанием и художественной формой стиха.

•          Что такое баллада?

1.         Чтение стиха учителем.

2.         Словарная работа.

Черничка — монахиня.

3.         Чтение учениками стиха, задача:

найти рефрен (строки, которые повторяются).

Беседа.

•          О чем это произведение? (О жизни, которая нас окружает).

•          С какой целью автор каждую строку начинает одинаково? (Анафора). (Подчеркивает личностное отношение к миру, характерное для эпохи Возрождения. Как и для других гуманистов, земная жизнь для Франсуа Вийона возникает реальной действительной силой, она имеет большую ценность. Жизнь сложная и противоречивая, она охватывает разные сферы бытия (естественного, общественного и духовного).

•          Какие части речи преобладают в произведении? (Существительные. Они объединены не случайно, а по определенному принципу. Конкретные понятия имеют глубокое философское содержание. Это - приметы жизни).

•          Найдите понятия, объединенные по:

а)         контрасту;

б)         принципу смежности. (Эти приемы отображают разнообразие и предсказуемость жизни и человеческой судьбы, сплетенных из разногласий, и в которых, вместе с тем, все явления связаны между собой невидимыми цепочками).

в)         какие виды баллад вы знаете? Перед нами философская баллада, в которой автор раздумывает о жизни.

4.         Характеристика лирического героя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент