«Есть – люди, а есть – иные – и человеки.. »

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Сочинения по литературе: «Есть - люди, а есть - иные - и человеки.. ».

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет,-

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

Как писатель Горький имел свой взгляд на роль и назначение искусства, он отводил ему высокие задачи и цели. В творчестве Горький искал освобождения от нелёгкого гнёта реальной жизни, от несправедливости, изначально навязанной воле человека. Между тем всё самое замечательное и прекрасное создано волей человека, он - смысл бытия. "Он создал даже Бога",- утверждал писатель.

Стараясь постигнуть нелёгкую истину о предназначении человека, о том, какое место он занимает в окружающем мире, Горький пишет свою пьесу "На дне".

"На дне"является социально-философской драмой. Авторская позиция выражена в диалогах и монологах героев, в их действиях и развитии сюжета, но главная особенность драмы как рода литературы - конфликт, острое столкновение между героями по очень

Существенному и значительному для них поводу.

Тема пьесы - сознание и рассуждения о своём предназначении – людей, которые подошли к последнему пределу, оказались "на дне" жизни. Упасть ниже невозможно - обитатели грязной и неуютной ночлежки прекрасно осознают эту простую истину. И всё же идея высокого предназначения и неограниченных возможностей человека заставляет их снова и снова вступать в спор друг с другом, с несправедливой жизнью и самим сабой.

Каждый из них имеет своё прошлое, свои мысли и чувства, а потому проблема потерянного места в жизни, утрата человеческой сущности, определённости настоящего, надежды на будущее, встаёт необыкновенно остро.

Кому из них могло придти в голову, что загадочная судьба сыграет такую странную шутку: соберёт под крышей грязной и неустроенной ночлежки: торговку пельменями и картузника Бубнова, слесаря Андрея со смертельно больной женой Анной и вора

Василия Пепла, молодого сапожника Алёшку и Настю, не имеющую средств к существованию, а потому вынужденную зарабатывать их на улице, бывшего барона и спившегося актёра.

Обитатели ночлежки ведут бедную монотонную жизнь. Они настолько привыкли друг к другу, что говорят сразу всё, не ожидая ответа, живут, почти не замечая окружающих. Анна, доживающая свои последние дни, не видит сочувствия и понимания даже от собственного мужа. Барон живущий за Настин счёт, грубо вырывает у девушки книгу, которую она читает. Сентиментальные романы и придуманные истории о возвышенных чувствах являются единственным утешением Насти, её собственная жизнь так далека от судьбы героини. "На дне".

Пепел, Бубнов и Клещ ведут разговор о совести. Вот как здесь говорят о нравственном и моральном достоинстве человека, о его чести: «Значит, продаёт, Ну, здесь этого никто не купит. Вот картонки ломаные я бы купил…. Да и то в долг…."

Впрочем,"привилегированные"лица - Максим Иванович Костылев, содержатель ночлежки, его молодая жена Василиса Карповна, её дядя, пятидесятилетний полицейский Медведев, мало чем отличаются от своих жильцов. Жестокая и властная Василиса мечтает

Избавиться от своего мужа, благосклонность она проявляет к Василию Пеплу, который не отвечает взаимностью. Василий испытывает симпатию к сестре своей хозяйки, Наташе, девушке молодой и доброй. Их дядя, полицейский Медведев, ищет

Расположения торговки пельменями. Казалось, ничего не может изменить раз и навсегда заведённый порядок, но обстановка меняется с появлением Луки.

"Доброго здоровья, народ частной!"-приветствует он обитателей ночлежки.

В этот мир неопределённости и хаоса бедный странник Лука принёс свою правду о назначении человека, он утверждал, что жалость и уважение по отношению к ближнему - это единственно верный жизненный принцип. Одним своим присутствием Лука

Сумел утешить и подбодрить умирающую, всеми забытую Анну. Он внушил пьющему актёру мысль о спасительной лечебнице, где бы он смог избавиться от пагубного пристрастья и вновь обрести себя в искусстве. Лука подаёт идею Василию Пеплу - бежать в

Сибирь с Наташей и начать на новом месте иную, лучшею жизнь. Но Лука, этот "лучик света",очень скором исчез из тёмного и непроглядного царства человеческих пороков. После его исчезновения ещё более обострились существующие конфликты.

Социальный конфликт, изображённый в драме, имеет несколько уровней. Первый между хозяевами и обитателями ночлежки, но он оказывается лишенным динамики, не развивается активно на протяжении всей пьесы. Это происходит потому, что Костылевы в

Общем плане ушли не так далеко от своих жильцов. Второй - личная драма в прошлом каждого героя, из-за которой он оказался на дне жизни, в грязной ночлежке, перед читателем же разворачивается итог произошедших неурядиц. Существует и третий

Конфликт-взаимоотношение между Василием пеплом, Василисой и Наташей.

Люди, фактически смирившись со своим положением, вдруг посмотрели на свою жизнь другими глазами, они начали по-другому осмысливать собственное положение и предназначение. Наряду с истиной Луки в произведении представлены ещё две правды о

Человеке - они звучат в словах Сатина и Бубнова. Мысль первого заключается в том, что всё подвластно человеку и всё должно происходить по его воле. Он создал жизнь, создал всё, что его окружает, а потому - его положение на Земле особенное. Истина

Бубнова не представляет никакой духовной и моральной ценности:человек – ничем не выдающееся существо, он не может ставить перед собой высоких целей, и тем более достигать их.

В сознании каждого из героев это противоречие встаёт настолько остро, что трагедия неизбежна, и она происходит - Василий Пепел отправляется в Сибирь совсем не для того, чтобы устроить новую жизнь, но ему уготовлен путь каторжника. Костылев

Убит, Наташа попадает в больницу. Актёр оканчивает жизнь самоубийством, и мысль о спасительной лечебнице не может его остановить. Глубина нравственного и морального падения каждого героя настолько велика, что они ощущают себя даже не на

Краю бездонной пропасти, а на её дне.

Как же предотвратить "падение"человека, можно ли не допустить бедственного положения, сделать так, чтобы то изначально хорошее, заложенное в каждом человеке росло и крепло, помогая ещё не сформировавшейся личности стать достойной, найти своё

Место в жизни и обществе? Безоговорочно отвергая жестокую истину Бубнова, заимствуя жалость Луки и уважение Сатина, общество может воспитать настоящего, достойного человека, заслуживающего сочувствия и понимания уже потому, что он родился.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector