Сергей Есенин - это один из самых знаменитых певцов русской природы. Жизненный путь этого поэта был сложным и недолгим. Ему пришлось пережить немало огорчений, испытать радость творческих взлетов и боль падений. «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок!» - с грустью признавался поэт. Да, во многом Есенин ошибался, во многом сомневался, но никогда не изменял своей любви к Родине. До последней минуты жизни поэт любил воистино прекрасную русскую природу. «Чувство Родины - основное в моем творчестве», - говорил Есенин. Этим огромным чувством проникнуто все его творчество. Рязанская земля, где «мужики косили, где сеяли свой хлеб», была страной его детства. Здесь он впервые увидел, как березы отражаются в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда, как тоскуют тощие тополя... Вся красота родного края позже отразилась в его стихотворениях, полных любви к русской земли:
- О Русь - малиновое поле
- И синь, упавшая в реку,
- Люблю до радости и боли
- Твою озерную тоску.
Есенинская природа представляет собой прекрасный и светлый мир. Через образы родной природы передает поэт чувство любви к Родине: «Опять передо мною голубое поле, качают лужи солнца рдяный лик». В стихотворениях Сергея Есенина природа чувствует себя по-человечески, а человек ощущает себя деревом, травой:
- Стережет голубую Русь
- Старый клен на одной ноге.
Природа не просто живая - она сама человеческая душа. С какой любовью Есенин обращается к березовым чащам:
- Милые березовые чащи!
- Ты, земля! И вы, равнин пески!
- Перед этим сонмом уходящих
- Я не в силах скрыть моей тоски.
Есенин заставляет нас оторваться от повседневной суеты и окунуться в мир земной красоты:
- О красном вечере задумалась дорога,
- Кусты рябин туманней глубины.
- Изба - старуха челюстью порога
- Жует пахучий мякиш тишины.
Иногда, прочитав такое стихотворение, мне хочется уехать в деревню, чтобы самой почувствовать прекрасный мир природы, наблюдать «красный вечер», любоваться местным пейзажем, учиться слушать тишину. Каждая строчка есенинского стихотворения шла от души, от чистого сердца. И потому, читая его произведения, невольно представляешь себе шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, утреннюю зарю, вечернее небо:
- Снова я вижу знакомый обрыв
- С красною глиной и сучьями ив,
- Грезит над озером рыжий овес,
- Пахнет ромашкой и медом от ос.
Вчитываясь в стихотворения Есенина, я поняла, что для него природа - это истинная красота и гармония мира. Его стихотворения воздействуют на нас возвышенно-просветленно:
- Спит ковыль. Равнина дорогая,
- И свинцовой свежести полынь.
- Никакая родина другая
- Не вольет мне в грудь мою теплынь.
От его стихотворений на душе становится просто и тепло. Они рождают в каждой человеческой душе весну:
- Несказанное, синее, нежное...
- Тих мой край после бурь, после гроз,
- И душа моя - поле безбрежное
- Дышит запахом меда и роз.
Сергей Есенин учит нас любить и уважать природу, относиться к ней заботливо, душевно:
- Восхищаться уж я не умею
- И пропасть не хотел бы я в глуши,
- Но, наверно, навеки имею
- Нежность грустную русской души.
- Как бы я и хотел не любить,
- Все равно не могу научиться,
- И под этим дешевеньким ситцем
- Ты мила мне, родимая выть.
Почти в каждом стихотворении Есенина присутствует человек, потому что его нельзя отделить от природы. Тема природы и человека составляет единое целое в его творчестве:
- Не обгорят рябиновые кисти,
- От желтизны не пропадет трава.
- Как дерево роняет тихо листья,
- Так я роняю грустные слова.
Я считаю, что Сергей Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать оттенки самых нежнейших, самых интимнейших настроений:
- Край любимый! Сердцу снятся
- Скирды солнца в водах лонных,
- Я хотел бы затеряться
- В зеленях твоих стозвонных.
Не случайно М.Горький утверждал: «...Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печалей полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком». Есенин унаследовал пушкинскую поэтическую культуру в реалистическом описании родной природы. Однако его пейзажная лирика по сути своей отличается от пушкинской. В ней намного сильнее влияние русского фольклора и языческой мифологии.
- Родился я с песнями в травном одеяле,
- Зори меня вешние в радугу свивали.
- Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
- Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
Это напоминает народную песню - заклинание. В творчестве Есенина сильно ощущается древнее, языческое отношение к природе, полное признание ее самостоятельности, одушевленности:
- Схимник - ветер шагом острожным
- Мнет листву по выступам дорожным
- И целует на рябиновом кусту
- Язвы красные незримому Христу.
- Есенин ощущает себя частью природы, ее учеником и собеседником.
- Позабыв людское горе,
- Сплю на вырубках сучья.
- Я молюсь на алы зори,
- Причащаюсь у ручья.
Поэтому у него нет чисто пейзажных стихов. Природа и человек существуют рядом:
- Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник
- Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
- О всех ушедших грезит конопляник
- С широким месяцем над голубым прудом.
Любовь к природе, к родным рязанским полям, к «стране березового ситца» делает лирику Есенина огромной поэмой о России.
- О Русь - малиновое поле
- И синь, упавшая в реку, -
- Люблю до радости и боли
- Твою озерную тоску.
Мне кажется, так о России до него не писал никто. В этих стихах Русь живая, способная тосковать, испытывать боль: Есенин - сын России, сострадающий своей «стране березового ситца».
- Но более всего
- Любовь к родному краю
- Меня томила,
- Мучила и жгла.
Поэт понимает, что уход от природы, от родины, от своих корней трагичен. Однако трагизм судьбы Есенина в том и состоит, что, сознавая пагубность этого отрыва, он не смог противостоять ему.
- Не жалею, не зову, не плачу,
- Все пройдет, как с белых яблонь дым.
- Увяданья золотом охваченный,
- Я не буду больше молодым.
- Ты теперь не так уж будешь биться,
- Сердце, тронутое холодком,
- И страна березового ситца.
- Не заманит шляться босиком.
К Есенину приходит пушкинское ощущение вечного течения жизни, неизбежности смерти как непреложного закона жизни.
- Все мы, все мы в этом мире тленны,
- Тихо льется с кленов листьев медь...
- Будь же ты вовек благословенно,
- Что пришло процвесть и умереть.
Я думаю, что творческое наследие Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек - только частица живой природы, не противостоящая ей, а зависящая от нее.