x x
menu

«Энеида». Характеристика героев, которые олицетворяют самодержавие, господ, чиновников, духовенство

Цель: раскрыть историю написания поэмы И. Котляревского «Энеида», ее идейно-тематическую направленность, проблематику; охарактеризовать героев произведения, которые олицетворяют самодержавие, господ, чиновников, духовенство; развивать креативность, логическое мышление, умение учеников анализировать прочитанное, размышлять над содержанием произведения, характеризовать его героев, выделять главное, существенное, грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения; воспитывать высокие патриотичные чувства, интерес к историческому прошлому родного края, семейным обычаям и обрядам, прививать любовь к родному языку.

Тип урока: усвоение знаний и формирование умений. Оборудование: портрет И. Котляревского, выставка произведений художника, иллюстрация к поэме, дидактический материал.

Ход урока. I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний. 1. Разгадывание кроссворда «Всезнайка». Класс делится на две команды, по пять представителей из каждой возле доски разгадывают кроссворд на протяжении 10 мин. Выиграет та команда, которая справится с задачей в определенное время.

2. Мини-дискуссия. • Как вы считаете, под влиянием каких факторов формировалось мировоззрение И. Котляревского? Чем это обусловлено? • Что свидетельствует о новаторстве писателя в украинской литературе? Приведите примеры. • В чем, на ваш взгляд, заключаются актуальность и популярность его произведений? III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности. IV. Основное содержание урока. «Энеида» - знаменитая пародия. Т. Шевченко

1. Вступительное слово учителя. В эпоху Возрождения, когда появилось много бурлескно-травестийных переработок величайших произведений времен средневековья, наибольшим вниманием пользовалась «Энеида» Вергилия (знаменитейший римский поэт). Несколько переработок ее осуществлено писателями разных стран, в частности французом П. Скарроном. В 1794 году вышли из печати четыре части «Вергилевой «Энеиды», вывернутой наизнанку» русского поэта М. Осипова. После его смерти еще две части дописал другой автор - О. Котельницкий, который в 1808 году издал это произведение полностью. Учась в семинарии, И. Котляревский, возможно, задумал и свою переработку. Что из этого вышло, мы узнаем сейчас на уроке. Итак, начинаем листать страницы «Энеиды», в которой, по мнению И. Франко, «столько сердечного тепла, тонкого юмора и живых красок своей родины».

2. Теория литературы. Травестия (от итал. «переодевать») - разновидность шутливой поэзии, когда произведение с серьезным или героическим содержанием и соответствующей формой перерабатывается в произведение комического характера. Пародия - сатирическое или юмористическое произведение, которое имитирует творческую манеру писателя (или литературного направления) с целью его высмеять. Сохраняя манеру письма, пародист вкладывает в него другое, гротескное содержание. Бурлеск - это жанр юмористической поэзии. Комический эффект достигается или тем, что героическое содержание изображается в пародийном тоне, или тем, что о будничном говорится возвышенно. Аллюзия - художественно-стилистический прием, намек на определенное художественное произведение, сюжет или образ. Силлабо-тоническая система (от гр. слог, ударение) - система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их размещением в стихотворной строке.

3. Обработка произведения. 3.1. История и источники написания «Энеиды» И. Котляревского.

Над «Энеидой» И. Котляревский работал около 30 лет (с перерывами). Три первые части вышли из печати в 1798 г., четвертая - в 1809 г., пятая - в 1822 г.; полностью произведение завершено в 1825-1826 гг., а издано в 1842 г. после смерти писателя.

В 1798 г. первое издание «Энеиды» появилось благодаря инициативе конотопского помещика Максима Пурпура, который тогда служил в Петербурге в медицинской коллегии и принадлежал к компании приверженцев украинского языка и литературы. В его руки попал список первых трех частей поэмы И. Котляревского, и Пурпур за свои средства издает ее с характерным посвящением: «Любителям малороссийского слова». Автор был недоволен поступком издателя (печать осуществлена без его согласия), тем не менее патриотичная инициатива М. Пурпура заслуживает одобрения. Выход в свет «Энеиды» стал эпохальным событием в культурной жизни Украины. Это была первая печатная украинская книга, написанная живым народным языком, что своим появлением утверждало начало этапа в развитии нашей литературы.

Для написания произведения автор воспользовался: • опытом своих предшественников; • рождественскими, пасхальными стихами странствующих дьяков; • реальной действительностью того времени; • устным народным творчеством; • творчеством Г. Сковороды и бурлескно-сатиричной литературой ХVIII ст.; • материалом с эпизодами о жизни украинских казаков, старшин, крестьянства, мещан, священников, учеников; • шутливыми лирическими стихами, интермедиями к школьным драмам.

3.2. Тема: изображение жизни украинского общества с ХVIII – начала ХIХ ст. разных слоев населения. 3.3. Идея: высмеивание украинских господ и чиновников, казацких старшин, их паразитической жизни, обжорливости, пьянства, никчемных ссор и вместе с тем прославление патриотизма, верности обязанности, мужества, товарищеской солидарности (Эней, троянцы, Низ и Эвриал). 3.4. Основная мысль: посредством смеха разоблачить и осудить отрицательные социальные явления общества с XVIII ст.- начала XIX ст.

3.5. Жанр: а) эпическая поэма — большое стихотворное произведение, в котором рассказывается о значительных событиях и выдающихся лицах; б) травестийное (с франц. переодевание) произведение. И. Котляревский переодевает своих героев в украинскую одежду, упоминает об украинских кушаньях, напитках, народных играх, песнях, изображаются черты жизни разных социальных слоев времен автора; в) бурлескное произведение требовало, чтобы о будничном говорилось возвышенно, а героическое содержание излагалось вульгарно. Таким образом, «Энеида» - травестийная, бурлескная поэма, поскольку создается резкий контраст между первоисточником, мифологической темой и приемами их раскрытия.

3.6. Проблематика: • социальное неравенство; • патриотизм народных масс; • воспитание будущего поколения; • дружба и враждебность; • любовь и ненависть; • человечность и моральная никчемность.

3.8. Действующие лица «Энеиды». 3.8.1. Олимпийские боги: • Зевс (Зевес или Юпитер) — верховный бог, бог молнии и грома. • Юнона (Гера) — богиня брака, его жена. • Венера (Афродита) — богиня любви, дочь Зевса, мать Энея. • Эол — бог ветров, брат Зевса. • Нептун — бог моря, брат Зевса. • Вулкан — бог огня, покровитель кузнецов, муж Венеры. • Меркурий — бог торговли, посланец богов, сын Зевса.

3.8.2. Земные герои: Эней - троянский царь, сын Венеры и Анхиза. Анхиз - царь Трои, отец Энея. Низ и Эвриал - троянские воины. Дидона - царица Карфагена. Латыней - царь Латинской земли. Амата - его жена. Лавиния (Лавися) - их дочь. Турн - царь рутульский. Эванд - царь аркадский. Палант - его сын. Сивилла - жрица бога солнца Феба.

3.9. Содержание произведения. Часть I. Начало путешествия Энея. Посещение Дидоны. Буря на море. Посещение Энея с Сивиллой. Часть II. В Сицилии. Пожар (горит троянский флот). Часть III. На земле Кумской. Встреча Энея с Сивиллой, они путешествуют на тот свет (описание ада, рая). Встреча с отцом Анхизом.

Часть IV. В Латинской земле. Изучение троянцами латинской грамматики. Обмен подарками Энея с царем Латином. Подготовка к войне, ее начало. Часть V. Война между троянцами и рутульцами. Героический подвиг Низа и Эвриала. Часть VI. Продолжение войны. Поединок Турна с Энеем. Победа Энея.

Композиция. Произведение содержит шесть частей, которые содержательно связаны с путешествием Энея и теми приключениями, которые случились с ним. Экспозиция: знакомство с Энеем и его отрядом троянцев, которые напоминают казаков-запорожцев, с их упорством, храбростью, веселыми обычаями и воинствующим настроением.

Завязка: путешествие Энея с троянцами в поисках Италии. Кульминация: битва Энея с Турном, в результате которой боги также разделились на два отряда. Развязка: победа Энея над Турном.

Сюжет. В произведении накладываются две сюжетных линии: • основная — реальные странствования запорожских казаков после разрушения Сечи; • канва сюжета поэмы Вергилия. Первая сюжетная линия доминирует над второй через образную систему произведения. Отсюда - исторически обоснованные выводы о характерах героев как национальных типов, а конкретно - как запорожских казаков.

3.14. Поэтика произведения. И. Котляревский впервые в Украине написал эпическое произведение силлабо-тоническим стихом (ямбом), наиболее соответствующим для украинского языка размером.

3.16. Язык поэмы. Предолевая рамки заимствованного сюжета, преодолевая традиции травестийного, бурлескного жанра и искусственного книжного языка, его «высокий» стиль, И. Котляревский силой таланта и знаниями жизни народа и фольклора создал оригинальное реалистическое произведение - и в этом более всего, эпохальное, непереходное значение поэмы - праматери новой украинской литературы.

3.17. «Энеида» И. Котляревского и музыкальное искусство. Вторую жизнь поэме дали оперы «Энеида» (музыка Н. Лысенко, либретто Г. Садовского), «Эней на странствии» (музыка и либретто Я. Лопатинского), оперетта Г. Ашкаренко (либретто М. Кропивницкого) и другие лирические произведения. Были сделаны и попытки экранизировать «Энеиду» методом мультипликации.

3.18. «Энеида» - показ социальной жизни тогдашнего украинского общества. • Как в произведении И. Котляревский изображает крепостничество? Кого и каким образом он подвергает критике в преступных действиях против простого люда? Важнейшей чертой эпохи И. Котляревского было крепостничество, но в поэме не даны развернутые картины крепостнической действительности, только в отдельных местах автор выступает против безобразий этой системы. Острейшее, хотя и косвенное выступление находим в описании ада: Господ за то там мордовали / И жарили со всех сторон, / Что людям льготы не давали / И ставили их за скотов.

Богатство помещиков возрастало за счет тяжелой подневольной работы крепостных, поэтому, чем больше крепостных имел дворянин, тем большим господином он считался. Это явление И. Котляревский высмеивает в монологе Зевса, который, пророча будущее Энею, говорит: Не малый будет он панок. / На барщину весь мир погонит... Достаточно прозрачно намекает писатель на тогдашние порядки, при которых свободные, но бедные люди часто попадали в крепостничество через плутовство помещиков. Когда троянцы проезжали мимо островов Цирцей, паромщик предостерегает Энея от злых посягательств волшебниц, которые превращали людей в животных.

Помещики по тогдашним законам имели право делать с крепостными, что хотели: менять, продавать, покупать! Это явление тоже нашло свое воспроизведение в «Энеиде»: Юнона обещает дать Эолу «девку чернобровую», т.е. невольницу-крипачку. В аду видим господ, которые были «девок расположенные бить», встречаются здесь также крепостные «и господские, и казенные».

Вместе с тем И. Котляревский отметил появление и нового эксплуататора: бог огня, бог-кузнец Вулкан ведет себя со своими подчиненными как мелкий буржуа-жмот. Он сам ...потеет и трудится, / Всех ругает, бьет, сверкает / К работе приганяет мастеров.

Исследуйте, как художник разоблачил и подверг острой критике взяточничество и крепостничество - пороки феодально-крепостнического чиновничества. Отвечая, приведите убедительные примеры из поэмы.

Все чиновничье панство, которое в поэме выведено в образах богов-олимпийцев, за всякую самую мелкую услугу требует награды. Без взятки никуда нельзя приткнуться.

Сама Юнона, жена верховного бога, не отваживается без взятки просить бога ветров Эола, чтобы тот сделал бурю на море, и Эол за «подарок» согласен на преступление - потопить в море сотни невиновных людей, которые никакого зла ему не сделали. Харон, перевезя Энея и Сивиллу через Стикс, «взял полалтына за труды» (алтын - семь копеек).

Эней, хорошо зная «божеские обычаи, во время бури спешит пообещать богу моря «полкопны денег» (копна - 50 копеек), и хотя Нептун и раньше знал, что ветра не имеют никакого права на его «вотчину» - море, и лишь теперь выгоняет их. Если бы Эней не дал взятку, Нептун и пальцем не шевельнул бы, чтобы помочь ему. Даже к родному отцу Зевса Венера не может появиться с пустыми руками, когда ей нужно уговорить его стать на защиту Энея: она «пошла к Зевсу на ралец» - т.е. с каким-то подарком. Такой же «ралец» обещает богам и Эней, когда троянские женщины произвели поджог лодки. В ответ на такое обещание сразу же ...с неба дождь полился / В час весь пожар залил, / Бахнуло с неба, будто из бочки...

Богине Прозерпине, жене подземного царя Плутона, Эней приносит золотую ветвь, чтобы задобрить ее мужа.

Сивилла тоже не отстает от всевластных «богов» тогдашнего общества. Она просит у Энея для Феба, бога солнца и покровителя всех страдающих, а для себя бесцеремонно требует: «Мне дай сейчас за работу». Сивилла, которая знала все на свете, свидетельствует, что для того времени взяточничество имело силу неписаного закона и было очень распространено: «Ты знаешь,- дурак не берет: / У нас хоть немного кто смышленый, / Умеет жить по правде сущей, / То тот хоть с отца, то сдерет».

Острое осуждение И. Котляревським этого безобразного явления ярчайше проявилось в том, что чиновников писатель помещает в ад. Здесь видим судей, которые «по правде не судили и только грошики лупили и отбирали взятки»; крючкодера-жмота, который чье-то «дело», т.е. судебное дело, так «переиначил», что даже по тогдашним законам, по которым редко наказывали взяточников, он мог попасть в Сибирь; в аду очень много разных чиновников-плутов, так как все тогдашнее чиновничество, за мизерным исключением, грабило народ, беря взятки.

Какое значение имела протекция в отношениях между людьми? Подлежало ли это осуждению в тогдашнем обществе?

Чтобы достичь чего-то, нужно было иметь какого-то покровителя, чью-то протекцию. Неписаные законы протекции И. Котляревский остро высмеял. Так, Анхиз, который был страшный пьяница и умер, сгорев от сивухи, попал в рай по протекции Венеры, так как был в родственных связях с богами: Он божьей,- сказала,- крови / И по Венериной любви, / Где захочет - будет там и жить.

• Почему писатель отрицательно относится к «духовному чиновничеству» - служителям церкви?

Ни разу в поэме эти «пастыри духовные» не упомянуты благосклонно - они всегда представлены в сатирическом плане. Представители разных рангов духовенства - черного и белого (монахи и попы) - мучаются в аду наравне с другими грешниками за то, что не следили за своей «паствой», т.е. не учили людей добру, а стремились к обогащению, не гнушаясь никакими средствами наживы. Чтобы подчеркнуть лживость духовенства - этого «халтурного рода», И. Котляревский иногда нарочно путает слова, называя попов жрецами, жрецов попами, или приравнивает последних к ворожбитам и колдунам.

Высмеивает писатель и показную набожность разных людей. В аду находятся также ...святые понуры... / Что не смотрели и на мир... / На четках мир пересуждали / И днем никогда не гуляли, / Ночью же было не без гостей.

Следует отметить, что сопоставление печатного и чернового текстов «Энеиды» свидетельствует, что И. Котляревский для печати значительно смягчает свои выступления против духовенства.

3.19. Обработка идейного содержания поэмы. Беседа с вопросами: Часть I. • Как И. Котляревский характеризует Энея в начале произведения? О чем свидетельствует отношение автора к своему герою? («Эней был парень проворный / И парень, хоть куда казак»). • Что заставило Энея оставить Трою? Чем вызвано отрицательное отношение Юноны к герою поэмы? («Казался острее ей от перца, / Ни в чем Юнону не просил; / Но больше всего ей не любился, / Что, видишь, в Трое родился / И мамой Венеру звал»). • Для чего богиня отправилась к Эолу с «хлебом с солью»? Что означает этот ритуал? (Гостеприимность, искренность в своих чувствах). • С какой просьбой обратилась Юнона к Эолу? («Сбей Энея с толку, / Теперь плывет на море он... / Пошли на его бедствие злее, / Чтобы люди все, что при Энее, / Погибли, и чтобы он и сам...»). • Как отреагировал Эней на бурю в море? («Эней здесь крикнул, как на пуп; / Заплакался и зарыдался, / Потрепался, весь подрался, / На темени начесал аж струп»). • Какой вреда нанес Эол Энею и его сторонникам на море? («Все лодочки их разбились, / Много войска здесь пропало; / Тогда набрались все сто бедствий!»). • Почему герой вынужден был обратиться за помощью к Нептуну? Каким образом должен был казак отблагодарить морского властителя? (Эней кричит, что «я Нептуну / Полкопы денег в руку суну, / Лишь бы на море шторм утих»). • Какое кушанье употребляли троянцы на обед после окончания бури? («Здесь с салом галушки якшали, / Лемишку и кулиш глотали / И брагу кухликом тянули; / И водочку хлестали»). • Как автор характеризует Венеру? Почему она не была равнодушной к судьбе Энея и его отряда? («Венера, не последняя шлёха, / Бойкая, враг ее не взял, / Увидела, что так полоха, / Эол сынка, аж заххвалял; / Умылась, принарядилась / ...Пошла к Зевсу на ралец»). • Что высмеивает Иван Петрович на примере Зевса? В чем это проявилось? («Зевес тогда кружав сивуху / И селедкой заедал; / Он, седьмую выпив восьмуху, / Остатки из кварты выливал»). • С какой просьбой обратилась Венера к Зевсу относительно Юноны? (Когда бы она и не бесилась, / Замолкла и не артачилась, / Чтобы ты сие сам и извелив»).

Какую будущую судьбу предрекал Юпитер Энею? («Эней выстроит сильное царство / И заведет свое там панство; / Не малый будет он панок / На барщину весь мир погонит / Много ребят там наплодит / И всем им будет предводитель»).

Что свидетельствует о критическом отношении казака к своему досугу? («Когда бы,- говорит,- умер я в Трое, / Уже бы не пил сей горькой / И напрасно так не волочился»).

Как Дидона встретила троянцев, когда те ходили городами? Что они сообщили о своем настоящем положении? («Мы все, как вишь, народ крещен, / Волочимся без участи / Мы в Трое, знаешь, рождены, / ...Дали нам греки взбучки / И самого Энея-Господина / В три вырви выгнали оттуда. / ...Теперь ты знаешь, мы откуда»).

В чем проявилось жалкое положение троянцев в глазах Дидоны после бури? («Видишь, как мы ободрались! / Наряд, лапти порвались, / Отощали, будто в дождь щенок! / Кожухи, свиты погубили / И с голода в кулак трубили...»).

Укажите элементы украинского быта того времени в описании пира у Дидоны - посуда, кушанья, одежда, танцы. О чем они свидетельствуют? («Здесь ели разные потравы... / Из новых кленовых тарелок: / Свиную голову к хрену / И лапшу на перемену / Потом с подливкой индюк, / На закуску кулиш и кашу, / Лемишку, зубцы, путрю, кулагу / И с маком медовый шулик... / Бандура горлицы бренчала, / Свирель зуба затинала... / Кругом девушки танцевали / В дрибушках, в сапогах, в свитках... / Под дудку била третяка. / ...Прыгали гопака... / Взяла кораблик бархатный, / Юбку и корсет шелковый / И нацепила цепочку; / Красные сапоги обула... /»).

Что подарила Дидона Энею? («Штаны и пару сапожек, / Рубашку и кафтан из китайки, / И шапку, пояс из каламайки / И черный шелковый платок»). Каким образом царица Карфагена старалась сделать так, чтобы казак «вертелся с ней ближе»? («Себе глаза завязала / И в афанасия играть стала»). Укажите игрища, которыми были увлечены казаки в гостях в Дидоны. («Здесь другие журавля скакали, / А кто от дудочки потов, / И в хрещика, и в горюдуба, / ...Как загулялись в жгута, / в хлюста, в пары, в тележки играли / И дамки по столу совали»). Как изменилось положение троянцев в гостях? («Были троянцы пьяные, сытые, / Кругом обутые и обшитые, / Хоть голые пришли, как пень»).

Чем Эней захватил Дидону? («Так как страх она его любила, / Аж ум весь свой погубила, / А видься, не была плоха»). Что заставило прекратить гуляние, игрища троянцев в гостях? Как воспринял Эней приказ Зевса от Меркурия о немедленном выступлении в дорогу? («Эней поджал хвост, будто собака; / Будто Каин, затрусил весь»). Почему Дидона препятствовала путешествию возлюбленного? За что она его упрекала? («Вспомни, какой пришел ко мне, / Что ни рубашки не было... / В кармане же пусто, аж гудело... / Имел без мотни одни холоши, / И только слава, которая в штанах... / Свитина вся была в заплатах»). Какое проклятие высказала Дидона Энею и его сторонникам, когда тот решил от нее убежать? («Чтобы враг побрав вас всех кутил, / Чтобы ни горели, ни болели, / Чтобы доброй не знали судьбы... / Чтобы вы шатались во веки веков»). Как страдала царица от одиночества и горя? («Весь день не ела, не пила; / Все тосковала, все томилась от скуки, / Кричала, плакала, ревела... / Кусала ногти на руках...»). Можно ли оправдать самоубийство Дидоны, которая осталась покинутой Энеем? Ответ мотивируйте.

Часть II.

Как Эней воспринял расставание с Дидоной и ее смерть? О чем это свидетельствует? («Боролся со своим горем, / Слезами, бедняжка, обливался... / Сказал: «Пусть ей вечное царство, / Мне же долголетнее панство, / И чтобы вторая вдова нашлась!»). О чем напомнил Палинур Нептуну, когда разволновалось море? («Что, хочешь нас свести ни на что? / Разве полкопы забыл?»). Почему троянци вынуждены были остановиться на Сицилии? Как путешествующие охарактеризовали гостеприимность Ацеста? («Там дорой царь живет Ацест / Мы там как дома / И, как у себя, загуляем, / Всего у него вдоволь есть»). О чем свидетельствует встреча троянцев с сицилийцами? Чем угощал прибывших Ацест? («Их сицилийцы как узрели, / То с города, будто поглупели, / К морю бежали все встречать / Здесь между собой чоломкались и обнимались, / Пошли к королю гулять...»). Из-за чего умер отец Энея? Как троянцы помогали своему предводителю организовать поминки? («И сейчас мигом все пустились / Водку, мясо покупать, / Хлеб, бублики, книши уродились, / Пошли посуду добывать... / Договорились и попа, / Хозяев своих зазывали, / Старцев по улицам искали»).

Каким образом И. Котляревский подвергал критике панство? («Пили, как брагу поросята, / Водку так они тянули...»). Почему все боялись Дареса? Кто и как противостоял силачу? («Энтел был смелий, сильный, / Мученик плечистый и неуклюжий»). Чем чаще всего занимались боги? («Пили там, ели, забавлялись, / Забыли наши человеческие беды, / Там лакомства разные ели...»). О чем просила Венера Зевса, увидев с неба драку между Доресом и Энтелом? Каким было его решение? («Дай моему Даресу силы, / Ему хвоста чтобы не вкрутили, / Чтобы он Энтела поборол. Какой вред уговаривала совершить сицилийским женщинам Ирися по приказу Юноны? («Примемся, лодки попалим, / Тогда и должны здесь остаться / И нехотя к нам прижаться, / Вот так на лед их посадим»).

За что Эней упрекал богов? Чем Ефрем отличался от других троянцев? Каким образом он успокоил Энея? («Он так казался и никчемный, / И был умный, как грамотный, / Слова так сыпал, как горох... / Пошлют тебе счастливую судьбу, / Чтобы совершил ты божью волю / И быстрее в Рим переселились»).

Что приснилось троянскому предводителю? Какой приказ дал отец Энею во время сна? Куда он пригласил сына? («Собери все лодки, которые остались, / И хорошо сейчас их оправь, / Придержи своих, чтобы не упивались, / И сю Сицилию оставь»).

С какой целью прибыла Венера к Нептуну? («Моему помоги Энею, / Чтобы он с отрядом своим / Счастливо ездил по воде...»). Что свидетельствует о происхождении троянцев из казацкого рода? («Казацких, красивых запорожских, / А какие знали, то московских / О Сагайдачном пели, / Небось, пели и о Сечи... / Как странствовал казак всю ночь, / Полтавскую прославляли шведчину... / Как под Бендерью воевали... /»).

Как И. Котляревский характеризует троянцев, когда те прибыли на Кумскую земельку? («И здесь они не держались с достоинством, / А сейчас все и потаскались, / Чего хотелось искать: / Кому-то - меда и водки, / Кому-то - молодицы, девки, / Оскомину чтобы из зубов согнать»). Чем был удивлен Эней, встретившись с Ягой? («Кривая, горбатая, сухая, / Заплесневелая, вся в шрамах; / Сида, рябая, беззубая, косая, / Расстегнутая, простоволосая / И, как в ожерелье, вся в желваках»). Как представилась Сивилла троянскому предводителю? («Давно живу на свете я! / При Шведчине я удивляла, / А татарва как набегала, / То уж я замужем была»).

В чем проявились особенности ворожения Сивиллы?

Какое предсказание о своей судьбе узнал Эней от Сивиллы по приказу Феба? («Что ты и вся твоя община / Не будет после смерти в Риме; / На что тебя там будут знать... / Но ты не радуйся... / И судьбу горькую, неугомонную / Готовься свою не раз клясть»). Какой Сивилла охарактеризовала Энею жизнь в аду? («Не любят в аду шутить, / Во веки веков тебе дадутся знать, / Вот только нос туда двинь»).

Почему взятка для Яги, то является смыслом жизни? От чего предостерегает Сивилла Энея во время путешествия в ад? («Гляди, не озирайся, беги. / Они, чтобы только погубить, / То будут все тебя манить; / Вот здесь себя ты покажи»).

Что ощутил герой, шагая на встречу с отцом в потустороннем мире? Какую взятку нужно было дать тем, от кого зависело согласие на то, чтобы Эней попал в ад? («Козлов с овцами напасать, / Плутону в жертву принести / И всем богам, которые адом правят / И грешных тормошат и давят, / Чтобы гнева им не привести»).

Почему у И. Котляревского возникли трудности во время описания ада? («Пойду я к людям старым / Чтобы их в аду расспросить, / И попрошу их рассказать, / Что слышали от дедов своих»). Кто был прислугой у Смерти? («Чума, война, харцызство, холод, / Чесотка, парши, голод... / Холера, беды / И все мирянские, знаешь, бедствия, / Что нас без милости морят»).

Укажите представителей ада из простого люда. («Женщин, свекровей и мачех злых. / Отчимы, тести-скупяги, / Зятья и свояки-мотяги, / Сердитые шурья, братья, / Золовки, невестки, ятривки, / Что все грызутся без умолка / И всякие здесь были палачи»). Как воспринимал Эней свидание в аду? Чем был недоволен Харон, увидев Сивиллу и Энея, которые стремились переправиться на другую сторону реки? Каким увидел ад сын Анхиза? (Нельзя и в сказках сказать, / Каких было много чудес! / Какие мучения здесь терпели, / Какая пара всем была).

Как и за что были наказаны господа в аду? («Господ за то там мордовали / И жарили со всех сторон, / Что людям льготы не давали / И ставили их за скотов»).

Для чего писатель так подробно описывает тех, кто попал в ад? Кого увидел Эней, попав из ада в другие двери? («Здесь разные души похаживали, / Все думали и все думали, / Куда-то за грехи их вопрут. / Или в рай их пустят веселиться, / Или, может, в ад опалиться, / И за грехи им нос утрут»).

Как отреагировал сын Анхиза на встречу в потустороннем мире с Дидоной? В чем проявлялась деятельность судьи Еака? («Хоть он насмерть не осуджает, / И мучить повелевает, / И как велит - и мучают так»).

Какой увидел герой жизни в раю?

Как видение рая Г. Сковороды перекликается с пониманием рая И. Котляревского? («В раю находятся души праведников и страдников: бедные, больные, вдовы, бесправные, бедняки, а также герои-казаки, которые отдали свои жизни за волю Украины. В раю также поселились патриоты украинские, храбрые воины, казаки, которые при жизни отстаивали честь и славу Родины. Распределение тогдашнего общества на грешников и праведников дает представление о понимании автором понятия «правильная жизнь»).

Кто же, по мнению Сивиллы попал в рай? («Здесь люди всякого завета, / По белому есть несколько миров, / Которые праведно жили»). • Где находился отец Энея: в аду или раю? («Он божьей,- сказала,- крови, / И по Венериной любви, / Где захочет, будет там и жить»). • Какой была встреча отца с сыном в потустороннем мире? Для чего Анхиз привел Энея к ворожее? («Что встретит с его сынком, / Или он хоть немного красивый, / поэтому и как Эней счастливый»).

V. Закрепление изученного материала. 1. Проведение тестового опрашивания. Часть I. 1. Эней был лучше всех: а) рутульцев; б) бурлаков; в) бурсаков; г) заробитчан. 2. Из-за чего главный герой произведения вынужден оставить Трою? Так как: а) стремился отправиться в путешествие; б) его преследовала инквизиция; в) страна была истреблена греками; г) изъявил желание как можно скорее попасть домой. 3. Фраза, которую использовал И. Котляревский в поэме, отмечая о бегстве Энея из Трои: а) «терпение лопнуло»; б) «пятами покивать»; в) «ни у этих, ни у тех»; г) «на два фронта». 4. Юнона не любила троянского предводителя, поскольку: а) тот был ловким и «проворным»; б) выхвалялся своим мужеством; в) не обращался к ней за помощью; г) он со своим войском разгромил Трою. 5. Гостинец, с которым Юнона «мчалась к Эолу»: а) новая одежда; б) вкусное кушанье; в) вино; г) хлеб-соль. 6. Эола богиня называла господином: а) братом; б) сватом; в) светлостью; г) государем. 7. За то, что Эол поможет Юноне подвергнуть наказанию Энея и его сторонников, богиня отблагодарит его: а) деньгами; б) чернобровой девушкой; в) конем вороным; г) половиной собственного наследства.

8. Почему богиня не получила мгновенной помощи от старика? Так как он: а) заболел; б) не проявил заинтересованности к ее просьбе; в) хотел за это получить большую взятку; г) не имел при себе помощников, исполнителей его воли. 9. За то, чтобы Нептун утихомирил бурю на море, Эней: а) пообещал больше не плавать его водами; б) вынужден был никогда не ловить рыбу; в) будет оказывать содействие очищению водных пространств; г) дал взятки подводному владыке. 10. Почему И. Котляревский сочувствует Дидоне? Так как она была: а) вдовой; б) слабой и беззащитной; в) бедной и болезненной; г) маленькой ростом и худой. 11. Троянцы, характеризуя Энея, назвали его: а) кутилой; б) бурлаком; в) господином.

12. После веселья богиня Карфагена подарила троянскому предводителю: а) «полкопы золота»; б) кадку водки; в) одежду и обувь; г) новый корабль.

13. Из-за чего прекратились гуляния казаков у Дидоны, которые длились почти в течение двух лет? а) Отсутствие пищи и водки; б) «гостям» надоела беспутная жизнь; в) решение хозяйки прекратить оргии; г) неудовольствие Зевса. 14. Какую задачу определил верховный бог для Энея? Предводитель должен был: а) уничтожить греков; б) отвоевать Трою; в) выстроить Рим; г) отремонтировать после бури лодки.

Часть II. 1. Из-за чего троянцы не имели возможность попасть морем в Италию? а) Ненастье на море; б) необходимость немедленного ремонта лодок; в) стремление посетить царя Ацеста; г) заканчивалась провизия и вода. 2. Территория, на которой решили пристать троянцы, чтобы «сбыть горести своей», где земля богатая: а) Германия; б) Исландия; в) Италия; г) Сицилия. 3. Обряд, который проводил Эней и троянцы, находясь в гостях у Ацеста: а) сватанье; б) крещение; в) поминки; г) погребение. 4. Братом во время пребывания у царя для Энея был тот, кто: а) придерживался его взглядов; б) много пьянствовал; в) веселил гостей; г) мог проявить ловкость и сообразительность в игрищах. 5. Тарас, который все время ездил с Энеем, был: а) хорунжим; б) врачом; в) писарем; г) паромщиком.

Часть III. 1. Гетман, которого упоминали троянцы в своих песнях: а) П. Сагайдачный; б) И. Мазепа; в) П. Полуботок; г) Б. Хмельницкий. 2. Бабу-Ягу И. Котляревский в поэме именует: а) Дидоной; б) Венерой; в) Сивиллой; г) Юноной. 3. Чтобы попасть в ад, Энею необходимо было: а) получить благословение от Плутона; б) неделю не пьянствовать; в) знать молитвы; г) иметь ветвь яблони. 4. Кого в аду принуждали лизать горячие сковороды? а) Богатых и скупых; б) лжецов; в) тех, кто сроду не женился; г) судей. 5. Венера является богиней: а) брака; б) любви; в) огня; г) ветров.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 0,5 балла.

2. Работа на карточках. Карточка № 1. 1. Почему, на ваш взгляд, Эней, продолжительное время путешествуя ...моря так уже боялся, / Что на богов не полагался / И отцу не доверял? Свои соображения обоснуйте. 2. Исследуйте, как И. Котляревский на примере повседневной бездействующей жизни богов разоблачает панство, чиновников, судей? Ответ обобщите, ссылаясь на содержание произведения. 3. Кто из героев поэмы «...в правде твердый так, как зуб»? а) Юпитер; б) Эол; в) Нептун; г) Эней.

Карточка № 2. 1. Докажите, что Эней и его воины - это украинские казаки, которых писатель в поэме переодел в троянцев. Приведите убедительные аргументы. 2. Прокомментируйте мысль Сивиллы относительно взяточничества: Умеет жить по правде сущей / Тот, кто хоть с отца, но сдерет. Ответ мотивируйте. 3. По приказу Юноны Ирися обратилась к сицилийским женщинам, чтобы те: а) помогли ей поймать Энея; б) не готовили им пищу; в) спрятали от мужчин водку; г) пожгли троянские лодки.

Карточка № 3. 1. О чем, по вашему мнению, свидетельствует разнообразие представителей рода человеческого, которые попали в ад? Как к ним относится сам автор «Энеиды»? 2. Выскажите собственное допущение относительно необходимости применения в произведении Иваном Петровичем сказочных героев, элементов фантастики? Приведите убедительные примеры из произведения.

VI. Итог урока.

VII. Объявление результатов учебной деятельности учеников.

VIII. Домашняя задача. Обработать идейно-художественное содержание частей 4, 5, 6 поэмы «Энеида» И. Котляревского; выучить отрывок из произведения (на выбор); составить вопросы, подобрать цитаты относительно характеристики образов Энея, троянцев.

Страницы: 1 2 3 4

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать