Единство поколений – Писатели Германии

У колыбели литературы для детей и юношества стояли буржуазные педагоги и писатели. С возникновением революционно-пролетарской литературы были созданы и первые значительные произведения социалистической детской и юношеской литературы (см. таблицу на с. 127).

Писатели Германии смогли воспользоваться этим теоретическим наследием, продолжив его традиции. Прежде всего это были писатели, возвратившиеся из эмиграции. Большое влияние на развитие детской и юношеской литературы оказала Алекс Веддинг (1905-1966), создав ряд исторических произведений, в которых прослеживались аналогии с важнейшими проблемами послевоенного времени. В книге «Знамя Ганса-дударя» (1948) рассказывается о событиях Крестьянской войны. В произведении «Наемники без жалованья» (1948, начиная с 1951 года оно публиковалась под названием «Приключения Каспара Шмека») на примере американской Войны за независимость ставится вопрос о справедливых и несправедливых войнах. Августа Лазар (1887-1970)

также обратилась к исторической теме («Юра в шалаше Ленина», 1960). Международное признание пришло к ее детской книге «Салли Блейштифт в Америке» (1935, на немецком языке вышла в 1949 г.).

Помогая развитию детской и юношеской литературы, партия и правительство осуществили ряд мероприятий, таких, как организация специальных издательств, книжных объединений, библиотек, театров, учреждение премий, проведение конкурсов, дней детской литературы и дней театра для молодежи и т. д.

Литература для детей и юношества вошла не только в учебные программы школ, но и стала предметом изучения в университетах и институтах. В Берлине создан «Центр детской литературы Германии». «Кураторий социалистической детской литературы Германии» представляет ее в международных организациях и имеет свои печатные органы: «Киндерлитератур-репорт» и «Байтреге цур киндер - унд югенд литератур». Для детей и юношества выпускаются такие газеты и журналы, как «Атце», «Бумми», «Юнге вельт» и др.

Писатели Германии

За истекшие тридцать пять лет социалистическая литература для детей и юношества стала важной составной частью национальной литературы Германии. Различия между взрослой литературой и литературой для юных читателей обнаруживаются - начиная с 60-х годов - преимущественно в методическом плане: они определяются особым подходом к темам и материалу, учитывающим возрастную специфику восприятия подрастающих читателей.

Высокие педагогические и художественные требования, предъявляемые социалистическим обществом к детской и юношеской литературе, содействовали такому ее развитию, что ее отличия от литературы для взрослых стали понемногу устраняться. Для эпических произведений граница между различными адресатами, по существу, стерлась уже в середине 50-х годов. Многие книги Штритматтера, Ренна, Райман, Гайдучека, Гёрлиха, Плудры, Новотного, Вельма, Якобса, Бастиана, Вельскопф-Генрих пользуются одинаковой популярностью как у детского, так и у взрослого читателя.

Творчество Бенно Плудры (род. в 1925 г.) отличается тонкой образностью, пронизано романтическими и сказочными мотивами.

В своей первой книге «Шериф Тедди» (1956, экранизирована в 1957 г.), принесшей автору успех, Бенно Плудра рассказывает историю четырнадцатилетнего Калле Беккера и показывает, как опасен неверный выбор образцов для подражания.

Плудра часто пишет о событиях, которые требуют мужества, инициативы и беззаветности и в которых порою приходится выбирать между личным успехом и делом на благо всего коллектива. От книги к книге все глубже и сложнее становится картина социалистического общества, показываемая Плудрой юному читателю («Янет Маттен и белая раковина», 1963, за книгой последовала ее экранизация; «Путешествие в Сундевит», 1965, экранизация - в 1966 г.; «Тамбари», 1969, радиопостановка - в 1970 г., опера - в 1972 г.). «Тамбари», наряду с «Лебединым островом» (1981), - вершина творчества Плудры. Хотя в книге речь идет лишь о людях из маленькой рыбацкой деревушки и об их жизни, однако в теме и содержании произведения слышится перекличка с событиями, происходящими во всем мире.

Решающий вклад в развитие исторической беллетристики в рамках детской и юношеской литературы внесли Л. Ренн, Алекс Веддинг, К. Давид и В. Майнк.

Успех шеститомного цикла «Сыновья Большой медведицы» (1951-1963) писательницы-историка Лизелотты Вельскопф-Генрих (1901-1979) нанес сильнейший удар по расхожим представлениям о жизни индейцев, рожденным

романами Карла Мая. Широкая международная популярность этого цикла объясняется удачным сплавом исторических и этнографических фактов с поэтичным изображением человека и природы. Экзотика и приключения играют важную роль в книгах Эдуарда Кляйна (род. в 1923 г.; «Северино с островов», 1972), Вальтера Пюшеля (род. в 1927 г.; «Оцеола», 1961, экранизация - в 1973 г.) и Гетца Р. Рихтера (род. в 1923 г.; трилогия «Савви» вышла в 1955-1963 гг.).

Первые книги Вилли Майнка (род. в 1914 г.) черпали свой материал из Истории немецкого рабочего движения («Осенний ветер несется над Гамбургом», 1954; с 1958 года публикуется под названием «Куддель и Фитье»). Наибольший успех выпал на долю книг Майнка «Удивительные приключения Марко Поло» (1955) и «Удивительные путешествия Марко Поло» (1957). Удачным было и обращение Майнка к современной тематике. Роман Вилли Майнка «Сальви Пять, или Порванная нить» (1966), повествующий о сицилийском мальчике-рыбаке, который, отправившись на поиски счастья, попадает в Германии, внес немалый вклад в более широкое освоение действительности детской и юношеской литературой.

Как и многие другие писатели своего поколения, Гюнтер Гёрлих (род. в 1922 г.) рассказывает в своих романах о событиях недавнего прошлого.

Его герои - это в первую очередь представители рабочего класса («Самое дорогое и смерть», 1963; «Возвращение на родину, в страну незнакомую», 1974).

В своей первой книге для юного читателя, романе «Черный Петер» (1968), Гёрлих поставил в центр сюжета конфликты между подростками и взрослыми. Роман Гёрлиха «Чуть ближе к облакам» (1971) поднимает вопросы социалистической морали. Эта книга является одним из важнейших произведений детской и юношеской литературы 70-х годов. Решительность, с которой Гёрлих ставит проблемы заветов революции и единства юного и взрослого поколений, находит свое воплощение в острых конфликтах и в показе нравственного выбора, который приходится делать его героям. Эту тематику Гёрлих продолжает в своей повести «Объявление в газете» (1978, телефильм вышел в 1980 г.).

Альфред Вельм (род. в 1927 г.), большой успех которому принесли такие книги, как «Дети из Пливерсдорфа» (1959) и «Кауле» (1962), задался сходными вопросами в своем романе «Пауза для Ванцки, или Путешествие в Дескан-сар» (1968), вызвавшем немалые споры. Вельм рисует образ замечательного учителя, который сумел установить прочные и задушевные отношения со своими учениками, воспринимает ребят всерьез, видя в каждом из них личность, помогает развиться их задаткам и способностям.

В книге «Пуговица, или Серебряные часы» (1975) Альфред Вельм повествует о том коренном переломе, который произошел в стране в 1945-1946 годах. Это книга о любви, страданиях и смерти, о надежде на человечность и справедливость.

Изображение противоположных

жизненных позиций определяет характе
Ры персонажей и конфликтов в ро
Манах Вернера Гайдучека (род. в
1926 г.), в которых рассказывается об
Отношениях между юным и старшим по
Колением («Марк Аврелий, или Семестр
Нежности», 1971). Роман «Прощание
С ангелами» (1968, инсценирован в
1969 году под названием «Марулы»)
Дает широкую панораму современности.
В книге рассказывается о том, как
Члены одной и той же семьи, разбросан
Ные после 1945 года по разным угол
Кам Германии, преодолевают жизнен
Ные трудности по мере того, как пе
Рестают слепо верить в неотвратимость
Собственной судьбы. Роман «Смерть у
Моря» (1977), повествующий о писателе,
Недовольном собою и находящемся в
творческих поисках, интересен пристальным вниманием к проблемам нравственности. Эта книга, так же как и «Прощание с ангелами», адресуется к взрослому читателю.

Из детских книг Вернера Гайдучека следует отметить новеллу «Братья» (1968) и переложение эпического произведения Вольфрама фон Эшенбаха «Удивительные приключения Парцифаля» (1974).

Альфонс Циттербаке, неунывающий, хотя и преследуемый неудачами герой одноименного романа Герхарда Хольц-Баумерта (род. в 1927 г.), стал прямо-таки легендарным персонажем («Альфонс Циттербаке» вышел в 1958 г., продолжение - в 1962 г., экранизация - 1966 г.). Среди других книг этого автора («Маленький трубач и его друг», 1959; «Пешком на Север», 1976, экранизирована в 1977 г.) наибольший успех выпал на долю сборника рассказов «Три женщины и я» (1972). Это веселые истории о подростках, ищущих свое место в жизни семьи, школы и всей страны.

Книги Хорста Безелера (род. в 1925 г.) также связывают повседневные события из жизни детей с событиями «большого мира». Книги «Болотная банда» (1952, инсценирована в 1953 г.) и «Койцхенкуле» (1965, экранизирована в 1968 г.) рассказывают, как ребята борются с наследием фашистского прошлого. История «Липа перед домом Приба» (1970) повествует о том, как ребята вступаются за дерево и не дают его срубить.

Хорст Бастиан (род. в 1939 г.) повествует о судьбах молодых людей в трудные послевоенные годы («Мораль бандитов», 1964; «Грабители», 1968). Роман «Насилие и нежность» (вышли три тома этого цикла - в 1974 г. и в последующие годы), охватывая сравнительно большой период, ставит в центр событий вопрос: что я сумел сделать за это время для этого времени?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector