Е. Гуцало «Семья дикой утки». Человеческая доброта и жестокость, милосердие и настоящая забота о природе

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель: исследовать, как в произведении Е. Гуцало «Семья дикой утки» на примере героев рассказа изображена человеческая доброта и жестокость, милосердие и настоящая забота о природе; охарактеризовать образы Тоси и Юрия; развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, память, умение предоставлять объективную оценку событиям, поступкам героев, строить заключения; формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать чувство уважения к творчеству Е. Гуцало, любви к природе, ее составляющих; черты доброты, милосердие; пренебрежительное отношение к жестокости, вранью.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Е. Гуцало, текст произведения, иллюстративный материал на тему охраны природы, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

2. Беседа с вопросами.

• Какое художественное произведение называют рассказом? (Рассказ - небольшое прозаическое произведение, сюжет которого применен на определенном эпизоде из жизни одного персонажа (иногда нескольких).

• На что обращает внимание Е. Гуцало в произведении «Семья дикой утки»?

• Какое значение уделяет писатель пребыванию человека в естественной среде. Свои соображения докажите, ссылаясь на текст произведения.

• Какие черты характера старается воспитывать Е. Гуцало у читателя на примере своего программного произведения?

• Для чего на территории России и многих других стран мира созданы заповедники? Какие из них вам известны?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

IV. Основное содержание урока.

  • Не всякая стежка без спорыша, не у каждого человека добрая душа.
  • Народная пословица.
  • Главной задачей человека в любой деятельности - быть человеком.
  • В. Белинский.

1. Вступительное слово учителя.

Вечные понятия добро и зло, милосердие и жестокость, над которыми задумывается каждый человек. Он, кстати, и является олицетворением этих понятий.

Доброта у каждого человека ассоциируется с любовью, искренностью, чуткостью, а зло - жестокостью, жадностью, бездуховностью. Чтобы лучше сориентироваться в этих понятиях, читателю предоставляется возможность оценить поступки, поведение героев, их отношение одно до одного. Высказать свои чувства, впечатление, наблюдение. Именно таким есть рассказы Е. Гуцало «Семья дикой утки», где мы осуждаем Юрия, захватываемся Тосею, сочувствуем качке и ее детям.

2. Словарная работа

2.1. Слогу добра:

• доброжелательность - искреннее желание людям добра, приязненное отношение к людям, благосклонность к ним;

• человечность - сочувственное, заинтересованное отношение к другим;

• честность - откровенное, искреннее поведение с людьми;

• смелость - способность преодолевать трудности;

• вежливость - соблюдение хороших манер, воспитанность, любезность. Внимательность в обращении с другими людьми.

2.2. Компоненты зла:

• трусливость – отступление перед трудностями;

• грубость - некультурное, невежливое поведение;

• эгоизм - себялюбие, пренебрежение интересами других людей ради удовлетворения собственных прихотей;

• злость - нехорошее, преисполненное злобой отношение к другим;

• зазнайство - проявление превосходства, пренебрежительное отношение к другим;

• скряжничество - чрезмерная бережливость, которая вызывает осуждение.

3. Характеристика образов произведения.

3.1. Образ Юрия.

3.1.1. Цитатная характеристика.

• «Он радовался, что сегодня таки проснулся своевременно, что не ждал ни отца, ни мать, а подался сам к реке, чтобы порыбачить». «...Юрию хотелось не идти, а бежать, не молчать, а петь».

• «Он демонстративно отвернулся, не желая вступать с ней ни в какие разговоры... Сначала Юре нравилась ее внимание, но скоро это внимание стало ему надоедать и мешать».

• «Это я наврал, чтобы увидеть, умная ли ты...».

• «Снова донесся крик серой утки, но он ничуть не взволновал Юрия».

• «Он представлял, как повезет утят в город, как будет показывать своим товарищам, как они будут завидовать. Он шел и приплясывал».

• «После этого Юрий уже не дружил с сельскими ребятами. То ли они не принимали его в свою компанию, то ли, как говорил Юрий, он не захотел больше с ними знаться. А когда родители спрашивали, почему же Тося не приходит, то отвечал, что очень ему наскучила, и он ее прогнал. Что, дескать, от нее и слова живого не услышишь, а все смотрит и смотрит на тебя, раскрыв рот».

• «А пока ехал в машине, то только о ней и думал: он бы позвал, но подошла бы она? И, переживая мучительный стыд, был уверен, что, наверное, не подошла бы...».

3.1.2. Ориентировочный план характеристики образа Юрия.

1) Юрий - городской мальчик.

2) Черты характера героя: а) лживый и жестокий; б) грубый в отношении к Тосе;

в) равнодушный к страданиям утки-матери и ее детей; г) хвастливый и коварный.

3) Юрий - олицетворение человеческой жестокости.

3.1.3. Беседа с вопросами.

• Какие впечатления возникли у вас от первого знакомства с Юрием?

• Почему общение с Тосей бесило мальчика?

• Для чего Юрий рассказывал выдумки девушке?

• В чем проявилась жестокость мальчика к утке и ее детям?

• Каким поступком Тоси был недовольный Юрий?

• Чем объяснить самостоятельность мальчика в конце произведения?

• О чем свидетельствует желание мальчика увидеть семью дикой утки перед отъездом в город?

• Каким, на ваш взгляд, будет Юрий, когда станет взрослым? Ответ мотивируйте.

• Можно ли считать Юрия олицетворением зла?

• Что бы вы предложили для перевоспитания героя?

3.2. Образ Тоси.

3.2.1. Цитатная характеристика.

• «Она, ощущая свою вину, совсем тихо присела неподалеку. Теперь она и сама была не рада, что пришел, так как надеялась на то, что Юрий встретит приветливо, а он...».

• «А она, не решившись возвратиться и уйти сразу, теперь детали чувствовала себя неловко и угнетенно. Ее огорчало и то, что Юрий ничего не поймал. Если бы поймал, то начал бы радоваться, и тогда они бы как-то помирились».

• «Она с первого же дня привязалась к нему, все время старалась быть в его обществе, не спускала с него глаз».

• «Выпусти... так как они поумирают без воды».

• «В ее ушах стоял тот крик, долго еще стоял, даже тогда, когда они вышли из леса и через огороды шли к дому».

• «Она хотела пойти вместе с Юрием, чтобы слушать его рассказы о городе, о том, чего ей никогда не выпадало видеть. Когда она была с Юрием, то казалось, что на нее падет чудесный свет его знаний, что она на некоторое время переселится в тот мир, который возникает из его рассказов».

• «Сначала сидела под своим домом и старалась заметить, как солнечные лучи падают на землю... Потом из кленового поленца делала свисток, но все они свистели не так, как тот, вчерашний, который играл тоненьким, будто аж зеленым звуком. Прислонялась к березе, которая росла в их дворе, хотела подслушать, о чем она шумит, но сегодня почему-то береза укрылась от нее, не желала поведать своих мыслей».

• «Дубы сочувственно посматривали на нее, будто хотели помочь. Только кусты преграждали ей дорогу, только кусты хлестали по икрам, будто мстили неизвестно за что... спускала на воду и умоляла душой и глазами».

• «Она сама готова была стать той уткой, сама готова была поплыть с ним, только если бы, они плыли... - Плывите, родные, плывите, ненаглядные! Что это она их посылает на воду, а они уже не плывут».

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector