x x
menu

Драматические жанры в литературе

Трагедия - драматическое произведение, в основе сюжета которого лежит трагедийный жизненный конфликт, разрешающийся в большинстве случаев гибелью героя. В трагедии отражаются с наибольшей остротой преимущественно общественные противоречия. Трагический герой - это человек огромной нравственной силы, с возвышенной душой и героическим складом характера, способный на самопожертвование. Содержанием трагедии, однако, может стать судьба только такого героя, который ведет самоотверженную борьбу за победу идеалов справедливости и добра, за победу нового, прогрессивного над старым. Таковы, например, многие герои Шекспира.

В русской литературе сущность трагического конфликта получает новое истолкование. Понятие «оптимистическая трагедия», утвердившееся в русской литературе, свидетельствует о том, что трагическая гибель героя за общенародное дело воспринимается как его нравственная победа. Герой гибнет, но борьбу завершает весь народ. Так, «Оптимистическая трагедия» Вишневского - трагедия нового типа.

Комедии - драматическое произведение, обличающее посредством осмеяния пороки людей и отрицательные явления социальной действительности. Смех пак наша реакция на комическое (нелепое, безобразное) играет большую общественно-воспитательную роль. Смеясь над безобразным, «мы становимся выше сто» (Чернышеве к и й). Смех - единственный положительный герой в «Ревизоре» Гоголя. Казня смехом все порочное и пошлое, Гоголь утверждал тем самым нравственный идеал.

Драма как жанр драматического рода сформировалась окончательно в XVIII в. Сочетая в себе элементы трагедии и комедии, драма в то же время принципиально отличается от них. В драме изображается напряженная борьба героев и острый, преимущественно

социальный конфликт. Именно таким конфликтом является, например, в «Грозе» А. Островского столкновение Катерины с «темным царством» самодурства и невежества, уродующим судьбы людей. Специфическая особенность драм Горького - пафос революционного преобразования жизни и человека. Действие драмы часто завершается гибелью героя. Однако конфликт в драме не требует для своего разрешения обязательной трагической развязки; судьбы героев драмы (например, «Вишневого сада» Чехова, «На дне» Горького) могут быть различны.

В художественном произведении, по мнению Горького, разрешаются три задачи: о чем писать, как писать и для чего писать. Содержание художественного произведения зависит прежде всего от пред м е т а изображения. Жизненный материал - типические лица, события, обстоятельства, отраженные в художественном произведении, - составляют основу его содержания, т. е. его тематику. Сложность жизни, изображаемой в художественном произведении, определяет и многообразие его тем. Каждое жизненное явление, каждый образ и ситуация художественного произведения заключает в себе своеобразную тему. Однако в произведении всегда есть главная тема, которой подчинены частные темы. Следовательно, при изучении произведения нужно рассматривать конкретно все изображаемые жизненные явления в их взаимосвязи. Так, в романе Тургенева «Отцы и дети» главная тема - появление нигилистов, демократов как активной общественной силы России 60-х годов- - раскрывается через целый ряд частных тем. Тургенев показывает разночинца Базарова в дворянско-усадебном окружении, в отношениях с «аристократкой» Одинцовой, с крестьянами и дворовыми, в семейном быту и т. д.

Выбор темы определяется запросами времени и общественной позицией писателя. Писатель должен уметь отобрать из бесчисленного множества жизненных явлений объективное, общезначимое, типичное, т. е. то, что имеет социальное значение и вызывает общественный интерес. Это удивительное чувство нового, актуального, характерное для

Тургенева, ярко проявилось и в романе «Отцы и дети». В середине XIX в., когда дворянская интеллигенция стала уступать место разночинно-демократической, разночинец как общественное явление вызвал всеобщий интерес. Вот почему Тургенев избрал героем своего романа разночинца Базарова. Позже «новые люди» становятся объектом изображения для многих писателей, в частности для Чернышевского. Однако, обратившись к одной и той же теме, Тургенев и Чернышевский выдвигают на первый план разные стороны деятельности и характера разночинца, т. е. ставят разные проблемы. Тургенева интересует проблема идейного столкновения разночинно-демократической интеллигенции и дворянства. Свое внимание он сосредоточивает на изображении нигилистического отрицания Базаровым старой идеологии: искусства, науки, морали, религии. А Чернышевский самим заглавием романа «Что делать?» определяет проблему его как изображение практической социально-преобразующей деятельности «новых людей». Проблема, следовательно, определяет общественную значимость, актуальность темы художественного произведения.

Итак, тематика произведения - «это те факты из жизни, которые писатель изображает, это типические характеры героев и события их жизни. Идейная проблема - это та сторона жизни, та сторона характеров и деятельности героев, которая особенно интересует писателя, является для него существенным вопросом жизни и которой он уделяет поэтому наибольшее внимание.

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать