Драма Бертольда Брехта « Жизнь Галилея». Проблема моральной ответственности ученых за последствия научных исследований

Цель: помочь ученикам понять содержание произведения, его идейно-художественные особенности; развивать навыки выделения главных эпизодов и деталей, высказывание своей мысли о прочитанном и обосновании ее; воспитывать стремление к познанию, к расширению своего кругозора, чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстративные материалы.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I.             Мотивация учебной деятельности учеников.

- В поисках ответа на тревожные вопросы современности Б. Брехт обращается к исторической в науке фигуре Галилео Галилею и пишет пьесу «Жизнь Галилея», преисполненную раздумий о судьбе мира и судьбе человека. И приходит к достаточно парадоксальному, по мнению обычных читателей, выводу: «Атомная бомба и как техническое, и как общественное явление - конечный результат научных достижений и общественной невозможности Галилея». В этих вопросах мы будем разбираться на сегодняшнем уроке.

II.            Объявление темы и цели урока

III.           Актуализация опорных знаний

1.             Рассказы учеников о жизненном и творческом пути Б. Брехта

2.             Сравнение признаков «эпического театра» Б. Брехта с традиционным драматическим

3. Исследовательская работа

Прочитайте литературный портрет Б. Брехта, написанный его другом и исследователем творчества. На какие черты характера он указывает, что новое для вас открывает?

«Внешность этого аугсбургца противоречила упроченному представлению о писателе. Он ходил в штанах из серой грубой ткани, носил что-то наподобие блузы и надвинутую на лоб кожаную фуражку. Худое тело, точно вылепленный череп. Глубоко запавшие, угрожающие глаза. Тяжело было представить, что они способны были укрываться поволокой «потаенного творческого вдохновения», но целиком возможно было представить, как они способны сломать волю собеседника. Когда Брехт исполнял собственные баллады, его горящий, предельно сосредоточенный взгляд просто гипнотизировал».

IV. Восприятие и усвоение учебного материала.

1. Рассказ учителя (или сообщение ученика).

- Существует три редакции пьесы «Жизнь Галилея». В первой из них (1938-1939) автор усиливает положительное начало в образе Галилея: отказываясь от своего учения, Галилей не отрекается от него, а лишь отступает под давлением обстоятельств ради наступления в будущем. Галилей, не сломанный инквизицией, со временем напишет известные «Беседы» и этим даст толчок для дальнейшего взлета научной мысли. Такое трактование образа и поступка Галилея включало в себя намек борцам-антифашистам на необходимость любой, хотя и подпольной борьбы с фашизмом.

Вторую редакцию пьесы о Галилее ( 1945-1946) Брехт написал в США. Драматург упускает все моменты, которые могли бы романтизировать главного героя. Галилей здесь жизнелюб, для которого кварта свежего молока значит не меньше, чем научная истина. Это и приводит ученого к измене науке. В финале пьесы Галилей передает свою последнюю рукопись ученику и сознается: «На протяжении нескольких лет я был таким сильным, как и власть. Но я отдал свои знания вельможам для того, чтобы они их использовали, или не использовали, или злоупотребляли ими - как им захочется - в собственных интересах. Я предал свое призвание. И человека, который сделал то, что сделал я, невозможно терпеть среди людей науки». Такое изменение в трактовании фигуры Галилея было вызвано тем, что в связи с испытанием атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки чрезвычайно остро появилась проблема ответственности ученых за использование их изобретений.

Последняя, третья редакция «Жизни Галилея» (1956) была поставлена в  «Берлинском ансамбле»  уже после смерти драматурга. Убежденный в том, что научный прогресс может приобрести угрожающую для человеческой цивилизации форму, Брехт еще больше заостряет проблему научной и гражданской невозможности Галилея. Он изымает сцены «Чума» и «Андреа провозит через границу рукопись Галилея», которые свидетельствовали о том, что ученый заинтересован в конечной победе научной истины. Таким образом, произошло полное изменение идейной направленности произведения. Изменился мир - изменился и герой Брехта.

2.             Коллективное составление «сюжетной цепочки» драмы Б. Брехта «Жизнь Галилея».

Возможный вариант «Сюжетной цепочки».

Галилео конструирует собственный телескоп по рассказу жениха его дочери Вирджинии и проводит опыты и наблюдения за небом, подтверждая истинность учения Коперника > обсуждает открытие со своим учеником Андреа > постоянно в долгах (молочнику и др.), так как в университете, где он читает лекции, платят мало, а он много тратит на книжки и не имеет времени заниматься с учениками > просит у куратора университета повышения жалованья, чтобы больше внимания уделять науке > куратор подчеркивает, чтобы Галилей сосредоточился на более «практических» открытиях, которые смогут приносить прибыль > Галилей решает переехать во Флоренцию, где у него будет больше возможностей, хотя его и предостерегают, что там сильное влияние церкви, инквизиции > во время чумы Галилей не хочет выезжать из города, чтобы не перерывать опытов > Андреа и его мать самоотверженно остаются с ним > ученый радуется открытиям, удивляется, как таких простых истин не хотят понять другие > открытие того, что Земля движется, как и планеты, вокруг Солнца, ставит опасный вопрос: а где же находится Бог? > за благосклонность кардинала и собственное благосостояние Галилей платит восьмилетним молчанием > церковь внимательно следит за ученым > жених дочери отказывается вступить в брак с ней из-за сомнительной репутации отца > Галилео вызывают на допрос инквизиции > ученики напряженно ждут от него подвига, но звоны извещают, что Галилео отрекся от своего учения (ему лишь показали орудие для истязания) > Галилей живет под церковным арестом, пишет и отдает каждый лист на цензуру > портя зрение, тайно, при лунном свете, делает копию своей работы «Беседы» > Андреа, уже взрослый ученый, едет за границу и заезжает к учителю > тот передает ему свою рукопись > Андреа перевозит произведение Галилея через границу.

3.             Обмен впечатлениями о прочитанном произведении.

Что больше всего запомнилось, почему?

В чем суть открытия Галилея?

♦             Почему церковь преследовала Галилея?

♦             Как вы расцениваете поступок Галилея?

♦             А как относится автор к отречению героя от своего учения?

V.            Закрепление знаний, умений и навыков.

Проанализируйте!

♦             Прокомментируйте цитаты из пьесы.

1)            «…Старые времена прошли и настало новое время. Вот уже сто лет, как человечество, будто все ждет чего-то»;

2)            «Сегодня десятое января шестьсот десятого года. Сегодня человечество заносит в летописи: небо упразднено»;

3)            «Мыслить — это одно из наибольших наслаждений человеческого рода»;

4)            «Сумма углов треугольников не может быть изменена на угождение курии»;

5)            «…Те, что выращивают хлеб, постигнут: ничто не движется, если его не двигать».

VI.           Домашняя задача

Знать содержание драмы, уметь ее анализировать.

VII.         Итоги урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложение:

♦             Об «эпическом театре» Б. Брехта у меня сложилось впечатление…

♦             Драма «Жизнь Галилея» показалась мне…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент