x x
menu

«Дорогой ценой». Проблема воли человека

Ход урока

I.          Организационный момент

II.        Проверка домашней задачи

Составление плана к II и III частей произведения

Ориентировочный план:

II         часть «Переправа»

1.         Темная осенняя ночь

2.         Ожидание переправы

3.         Появление лодки

4.         Казацкие часовые

5.         В мельнице Акима

6.         Переезд

7.         Ранение Остапа

III        часть «В плавнях»

1.         Бегство от стражи

2.         Перевязывание раны

3.         Соломия ищет пути

4.         Плавные

5.         Пожар в плавнях

6.         Мечтание Остапа

7.         Остап с глазу на глаз с волком

8.         Мысли и желание героя

III.       Актуализация опорных знаний

1. Мина-дискуссия

  • Каким образом исторические факты, события отобразились в произведении Г. Коцюбинского «Дорогой ценой»? Был ли бы рассказ интересным без ссылки на прошлое? Ответ мотивируйте.
  • Можно ли считать Остапа и Соломию реальными героями? Приведите убедительные аргументы.
  • Какая проблема, которая поднимается в произведении, есть главной, решающей? Чем это обусловлено?

2. Литературный диктант «Жизнь и творчество г. Коцюбинского»

  • Город рождения Михаила Коцюбинского. (Винница)
  • Что сызмала любил Михайлик, путешествуя с семьей селами и городами Подолья? (Красоту природы)
  • Где учился будущий писатель после окончания двухклассной школы? (В Шаргорордской духовной школе)
  • Занятие Михайлика, которым он захватывался во внешкольный час. (Рисовал тушью портреты Добролюбова, Белинского, Чернышевского)
  • Из-за чего Г. Коцюбинскому не пришлось учиться в Каменец- Подольской семинарии? (Через трудные материальные условия семьи)
  • За что Михаила Михайловича было арестовано? (За связь с народовольцами)
  • Сколько языков знал писатель? (Девять - украинскую, русскую, польскую, французскую, итальянскую, румынскую, татарскую, турецкую и цыганскую)
  • Основное занятие Г. Коцюбинского до 1892 года. (Учительствование)
  • Город, в котором художник написал произведение «Дорогой ценой». (Чернигов)
  • Русский писатель - друг Г. Коцюбинского (Г. Горького)
  • Ком принадлежит фраза: «Коцюбинский расширил горизонт украинской повести»? (И. Франко)
  • Где работал Михаил Михайлович, находясь в Бессарабии и в Крыму? (В филлоксерной комиссии, которая боролась с виноградными вредителями)

Примечание. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

IV.       Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности

V.        Основное содержание урока

1. Вступительное слово учителя

Рассказ «Дорогой ценой» Г. Коцюбинского захватывает напряженным и интересным сюжетом, героическим характером и духовной красотой его героев. А еще - умелым показом одной из форм борьбы крепостных за волю и независимость - бегства от господ.

Своим произведением писатель прославил бунтарский дух украинского народа, который некогда не хотел быть рабочим скотом для господ. Украинское крестьянство, по словам автора, готово было дорогой ценой заплатить за волю. Оно не заплесневело в неволе, не потеряло живой души, надеялось на освобождение. Мечта о воле передавалась из поколение у поколение, поэтизировалось в народных песнях, призвала к бегству от господ в те места, «где хотя дорогой ценой можно получить желательную волю, а ни - полечь костями на вечный покой».

Итак, поговорим о свободолюбивом характере украинцев, героев произведения «Дорогой ценой».

2. Обработка проблемы воли человека и возможность ее получения в произведении «Дорогой ценой» г. Коцюбинского.

2.1.      Беседа за вопросами.

  • Что вы понимаете под словом «воля»?
  • При каких условиях современные люди могут быть лишенными воли?
  • Можно ли считать слова «неволю» и «уярмление» синонимами? Доведите собственную мысль.
  • Кто в произведении символизирует крепостничество?
  • Для чего во вступлении в произведение Г. Коцюбинский старался на примере тура изобразить трудные условия жизни народа во времена крепостничества?
  • Чему не все люди становились на борьбу против существующего порядка? Что об этом указал Остап?
  • Из-за чего воля для героев повести имеет дорогую цену?
  • Как Остап и Соломия стараются ее получить? Каких страданий, мыканий они по этому поводу испытали?
  • Кто такой Устим Кармелюк? Как он отстаивал интересы простого люда?
  • Можно ли считать, что именно времена антикрепостнической деятельности воспроизведенные в повести? Ответ мотивируйте.
  • С помощью которых рис своего характера Остап и Соломия одолевают трудности, тяжелые испытания, которая дала им судьба?
  • А вы имеете волю? Как ею распоряжаетесь? Прием «Домино»: Подберите к слову «воля» синонимы.

2.2.      Значение понятия «воля» для понимания идейного содержания повести.

Повесть «Дорогой ценой» - один из наилучших произведений Коцюбинского. Художник слова вскрыша правдивые картины подневольного жизнь крепостных, их неудержимое стремление к воле.  Произведение написано в 1901 году, когда в стране оживилось революционное движение и борьба за волю развернулась с новой силой. Героические события прошлого, к которым обратился писатель, пробуждали в его души современников усыпленные стремления к воле.

Волшебным называет писатель слово «воля». Это слово, которое передавало позитивную мечту народа, разжигало кровь и у Остапа. Он бунтовал, напоминал и другим крепостным, которые «пора уже выдвинуть шею из господского ярма». Герой удирает на свободные земли. В 30-х годах прошлого столетия в Украине усиливаются протесты крепостных и крестьян против ужасных условий жизни. Они сжигали усадьбы господ, убивали своих господарей, их управляющих, даже выступали с оружием против царских войск. Это было время Устима Кармелюка. Это была Большая битва, которая приближала отмену крепостничества.

Именно об этом сложном периоде рассказывает в своей повести Г. Коцюбинский, жизнь которого была связана с крестьянством.

Писатель сравнивает крепостных со свободолюбивым обессиленным туром, на шею которого было наложено ярмо. Одной из форм протеста против крепостничества было бегство от господина, и именно в начале XX столетие это явление приобрело массовый характер. Дорогой ценой приобреталась воля, право на счастливую жизнь, именно на этом и подчеркивает писатель в своем талантливом произведении.

Г. Коцюбинский своим произведением прославляет бунтарский дух украинского народа, который некогда не хотел быть рабочим скотом для господ. Украинское крестьянство, по словам автора, готовое было дорогой ценой заплатить за волю. Оно не заплесневело в неволе, не потеряло живой души, надеялось на освобождение. Мечта о воле передавалась из поколение у поколение, поэтизировалось в народных песнях, звала к бегству от господ в те места, «...где хотя дорогой ценой можно получить желательную волю, а ни - это полечь костями на вечный покой».

Свободолюбивый характер украинцев Г. Коцюбинский подчеркивает метафорой: «Ярмо было наложено на шею дикому туру», а сила, с которой крестьянство Украины желало воли, сравнивалось с талыми водами под теплым дыханием весны, с полноводной рекой.

Несмотря на трудности и мыканье Остап сохранил любовь к воле. Чтобы это подчеркнуть, Коцюбинский в эпилоге изображает ветер, наделяя его чертами живого существа. А, известно, что ветер в народном творчестве - символ воли.

Стремление к воле, самоотверженная борьба за нее, мужество, отвага - главнейшие черты героев произведения. В этих образах воплощено свободолюбие украинского народа, который некогда не мог смириться ни с господством иностранных захватчиков, ни с господством «свои» помещиков.

2.3. Цитатный материал.

    • «Свободный дух народа еще тлел под пеплом неволи. Свежие традиции воли, такие свежие, что временами трудно было отличить сегодня от вчера, поддерживали теплящуюся под пеплом искру»;
    • «Песня воли, опоэтизирована, может в дни тяжелых времен, чарующим аккордом звучала в сердцах молодежи, порывала ее туда, где еще не чуть кандалов, скованных на людей людьми»;
      • «Хлоп протестовал, убегал на свободные земля, спасаясь, как мог, от барщины, оставляя на родной земле все дорогое, все милое его сердцу»;
      • «...по левой стороне Дуная, аж ген к морю стояло на карауле войско и заслоняло волю...»
      • «Эх, пойду, где воля, где другие люди...»;
      • «Воля, воля, воля! Сие волшебное слово, опоэтизирована дедом, разжигало кровь у мальчика, а все более, с летами, под влиянием принятых барщиной условий, прибирало более конкретную форму, глубокое значение»;
      • «Он (Остап) послышался на воле. Молодая неизрасходованная сила волной ударила у грудь, разлилась по всем жилам, запросилась на волю...»

      4. Вывод

      Лирический герой произведения - свободолюбивое украинское крестьянство, которое «что убегало от господина и барщины», что не заплесневело в неволе, потеряло еще живой души». Главная мечта его жизни - желательная воля мечта передавалась из поколения у поколение, поэтизировалась в песнях («Гей, там за Дунаем»), призвала к решительным действиям, в частности к бегству в те места, где хотя дорогой ценой можно получить желательную волю, а ни - это полечь костями на вечный покой...

      Свободолюбивый характер украинского народа подчеркивается метафорой: «Ярмо было наложено дикому туру», а именно его стремление к воле - сравнением: «будто талий воды под теплым дыханием весны, рекой текло украинское крестьянство...». Дух украинского крестьянства писатель определяет эпитетами волелюбивый, неспокойный, а песню, которую он пел о воле,- чарующим аккордом.

      3. Обработка идейно-художественного содержания повести

      • В каких условиях перепрятывались беглецы? («В одной из таких большой оврагов, глубоких и искореженных по всем направлениям весенними водами на самом дне шевелились люди. Это были беглецы. Два дня и две ночи сидели они здесь в сырости и тьме, прячась от казачьих пикетов, разбросанных по левому берегу Дуная»)
      • Чего они ожидали? («В самый раз сегодня, с севера должны были они прокрасться в прибрежные камыши и там ждать перевозчиков из-за Дуная...»)
      • Кто были те, кто решил убегать из Украины? («Было их там мужчина из тридцать, с детьми, со всяким домашним хлебом, со слабыми даже, которых нельзя было бросить в чужой стороне...»)
      • Какую историю рассказал один из беглецов? («И попался я к греку, и испытал я неволи еще худшей, как дома. Гнал меня на работу и днем, и ночью, а кормил хуже за собаку... Рубашка на мне черная, запорошенная, нужда на меня напала, ест... И ходил я, как зверь тот лесной, и не смел и словом прекословить хозяину, так как он навалялся наслать на меня почипак...»)

      Что указал автор повести об Иване, характеризуя его? («Веселый и добродушный характер Иванова не раз становилась им в приключении при длинном и трудном блуждании по чужим краям. Иван охотно повествовал о своей жизни домашнее, из рассказа того можно было понять, что убежал он не так от барщины, как от злой женщины, которая имела слишком большие кулаки для малого на рост Ивана. Вот того-это злой женщиной и бесили раз в раз Ивана, и он не сердил и добродушно выкручивался ради шутки...») Как Иван относился к Соломии? («Он привязался к Соломии, которая дородной фигурой напоминала ему женщину, и за каждым ее словом готов был вскочить, хотя в ад...»)

      Которой была мысль Ивана о смерти? («Разве я боюсь смерти? Сохрани Божье!.. Пошли, Господи, и завтра. Раз умирать - не дважды. Умер - и край, более не встанешь...»)

      Каких трудностей испытывали беглецов, выбираясь из пропасти? («Раз в раз приходилось спотыкаться, нащупывать дорогу, падать, цепляться за узлы, вставать и снова спотыкаться...») Аким был опасным путь из пропасть к реке? («Надо было перейти равное, не заросшее и не закрытое ничем место, чтобы оказаться в камышах...»)

      В каких условиях находились беглецы в камышах, готовясь к переправе? («Они сидели неподвижно карячки, боясь пошевелиться и зацепить шаткий камыш... Ноги немели, туман покрывал одежду холодной росой, вода затекала в обувь...»)

      За что измученные люди упрекали деду Овсею? («Люди нетерпеливились. Дети озябли, пищали, и трудно было успокоить их. Место было опасное - здесь раз- за -разом ходил пограничный караул и каждой минуты мог заскочить. Сие бесило. Сетования сыпались на деда Евсея, всех брала охота скорее покинуть опасный берег и снова забиться в какую нору. Там пусть можно разложить огонь и согреться...») Чему перепрятываться на второй стороне реки было опасным для героееев повести? («...Их могли поймать, отослать к господину или упечь в тюрьму...»)

      Чем мельник Аким старался помочь беглецам? («Мельников план был очень простой: связать небольшой плот, лишь бы мог сдержать двух людей,- и в темную ночь, прячась от казаков, переплыть в плавные. А там уже опасно...»)

      Из-за чего место для переправы, которое предложил Аким героям, было очень удобным? («...Так как довольно было пограничному казаку загнуть за выступление - и колено реки исчезало с его глаз...») Каким образом Остапу и Соломии удалось переправиться на другой берег реки? («Некоторое время плыли они в тумане, между берегами, оторваные от земли и беспомощные. С большим трудом удалось выбиться со стрежня и приблизиться к берегу. Но и здесь вода износила плот, и нелегко было пристать к берегу. Остапу посчастливилось, однако, зацепиться как-то на прибрежную вербу. Соломия ухватилась за веточки, Остап придержал плот - и оба выскочили на берег, утомленные и мокрые...») Из-за чего пришел в негодование Остап, когда он с Соломией осуществили переправу? («Странное чувство охватило Остапу грудь: вместо радости - сильное негодование стрепенуло его существо. В один момент ощутил он все несправедливости и издевательство, которые испытал в покинутом крае, и, твердо упираясь ногами в новую, не панскую землю, он зажал кулак и пригрозил на ту сторону реки. Пусть ты пропадёшь, треклятая страна, с твоими порядками!»)

      III часть

      Как вела себя Соломия, когда казацкий шар попал у Остапа?

      («Она тормошила Остапа за одежду, тянула его с собой и с ужасом повторяла: Убегаем... убегаем... он еще будет стрелять, он убьет тебя...») Где получила Соломия воды для раненного возлюбленного? («Ба! Ведь они на воде! О сем свидетельствует трясина, которая углубляется под ногами. Соломия попробовала выкопать рукой ямку и в самом деле докопалась к воде. Была сие густая, гнилая и тягучая жидкость, с противным запахом увара...») По поводу чего спорили мрак с Соломией? («Соломии становилось жутко. «Врешь, врешь ...- хотела она бросить в лицо злому мраку - он мой... он будет жить... его не очень поранено... ведь он сколько пробег...» Но мрак упрямо шумел свое: «Он умрет... шу... шу... он умрет...»)

      Из-за чего Остап и Соломия не могли объясниться между собой? («Остапу казалось, что они должны держаться правой руки; Соломия же наоборот, доказывала, что им нужно идти по левую сторону, против ветра, так как кажется, направо гнется камыши. Соломиино противоречие бесило раненного, и она должна была согласиться с ним...»)

      Что решила сделать Соломия, когда ощутила безысходность положения, в котором она находилась с Остапом? («Или не лучше бы оставить здесь Остапа - она же ему одинаково ничем не годна запомочь - то самой метнуться и поискать выхода? Так было бы увереннее и скорее...»)

      За чем наблюдала Соломия, двигаясь через камыши озерца? За что упрекала себя Соломия? Что она ощутила, забредя в камышах озерца? («Вдруг Соломия остановилась и имело не сомлевшая от страшной мысли. Ей пришло в голову, что она может не найти Остапа, так как ничем не указала своей дороги. Надо было ломать камыши или что-то. Надо сейчас возвращаться пока она недалеко отошла и не забыла дороги. Сердце ее беспокойно колотило, когда она бежала назад, отыскивая свои следы. Она не имела времени на осторожность - камыши бил ее по лицу и даже искалечил ногу. И то были мелочи. Когда бы быстрее найти Остапа, она тогда снова подастся на разведки, только не будет такой глупой, не забудет значить дорогу...»)

      Почему Соломия к комышу относилась с такой враждебностью? («Он ёжился перед ней, теснил стороны в напасть сзади, ловил корням за ноги, колол и резал шершавым письмом. Желтый, тучный, высокий - он насмехался из нее, помахивая над ее главой рыжим чубом. Соломия чуткая к нему ненависть, как к живому существу. Он бесил ее. Когда бы у нее был серп или чем, она резала бы его до тех пор, пока бы он не полег весь или она самая не упала трупом. Соломия набросилась на него и начала крушить со злости, с озверением, как своего врага...»)

      почему Соломия, не найдя Остап, заплакала? («Соломии не так жаль было себя, как Остапа; она представляла себе, как он теперь лежит больной и одинокий в пуще и выглядит ее из камышей. Ей жаль стало молодой потерянной жизни и она заплакала...») В чем же оказалась целеустремленность Соломии? («Нет, она не хочет гибнуть тут! Как только на мир займется и можно будет идти, она пойдет просто, просто и будет идти, аж пока дойдет к краю. Она найдет там людей, отдаст им все свои деньги, которые висят зашитые в котомке на шее, и с ними обыщет плавни и найдет Остапа...») Что происходило в плавнях через пожар?

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать