x x
menu

Дайте характеристику гомеровского эпоса как энциклопедии жизни греков

План ответа

1. Поэмы Гомера - образцы героического эпоса.

2. Картины жизни давних греков.

3. Мировоззренческие представления эллинов.

4. Древнегреческие обычаи и обряды.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» есть одним из первых образцов героического эпоса. Написанные на основе мифов троянского цикла, произведения рапсода создавали грандиозную, яркую картину жизни давних греков, человеческих распрей и интриг богов, которые привели к падению Трои.

В сюжете поэм «Илиада» и «Одиссея» отобразилась тема борьбы за свой род, племя, государство, опасные странствования в поисках дороги домой.

Описывая конкретные события Троянской войны, поэт создает живую картину жизни Давней Греции. Героический эпос Гомера давно стал одним из важнейших источников изучения греческой цивилизации.

В ярких военных сценах воспроизводятся и общая панорама боя, и чувство его участников. Характерной особенностью поэтики «Илиады» есть значительная роль богов в земных делах: они вмешиваются в ход боя, помогают одним и препятствуют другим. Показательной есть совет богов на Олимпе во время боя, который характеризует особенности религиозных представлений давних греков. Видное место в произведении занимает описание щита, который изготовил Гефест по просьбе матери Ахилла Фетды. Это художественное свидетельство о быту и работе, обычае, отношения, конфликты и развлечения давних греков.

Щит поражает роскошью украшений и разнообразием изображенных на нем картин:

  • Приготовил он прежде всего щит - крепкий и большой.
  • Хорошо украшенный всюду, еще и выковал обод тройной.
  • Ясно блестящий, и сзади осеребренный ремень приладил,
  • Щит тот с пятерых был пластов
  • Кожаных, аж он много
  • Вырезал разных украшений , до мелочей все продумав тонко.

Описывая сцены мирной жизни, автор будто любуется работой жнецов на полях, «где изобилует высокий колосья», виноградниками, где собирают, «будто мед, виногроно сладкое», городами, где бурлит жизнь, «песни везде звучат свадебные», юношами, которые «в танке молодецком кружат».

Одна из сцен рассказывает, как вершится суд, когда произошло бедствие. Яркие эпизоды общественных отношений, быта, работы дают представление о жизни, обычаях, интересах давних греков («сила народа на площади городской гомонила...» к «... Чтобы их отдать тому, кто доскажет, что имеет он правильность»).

Характерным есть то, что изображенные на щите события представленные в динамике, они будто бы оживают: люди на них двигаются, волнуются, радуются; воспроизведены расположения духа, звуки, краски. Ярко обрисована драматическая сцена нападения левов на стадо быков и старание пастухов отогнать их («Напрасно их люди гонят и травят их собаками напрасно. Псы, боясь подойти и у левов уцепиться зубьями, Лают вблизи на них, дременути готу наутек»).

Интересно, что из изображенного на щите можно сделать представление о знании греков относительно строения вселенной:

  • Землю на нем он изобразил мастерски и небо, и море,
  • Солнца беспрерывного круг, и серебряный в наводнении месяц,
  • И бесчисленные созвездия, которые неба свода венчают.

В поэме «Илиада» изображен обряд погребения (смерть Гектора). Отец Гектора Приам сурово придерживается всех обычаев, руководствуясь суровым законом и верой в то, что неоплаканный и не похороненный согласно ритуалу покойник не найдет себе места и будет вредить живым. Вот почему он поехал в залог Ахилла, чтобы забрать сына.

В поэме «Одиссея» довольно детально описанные соревнования женихов, которые приехали свататься к Пенелопе, жены Одиссея.

Вывод. Как видим, древнегреческий поэт Гомер не только создал прекрасные образцы героического эпоса, а и прибавил в них широкомасштабное срисовывание жизни давних греков, их представлений о миру и моральных законы, обычаи. К этим произведениям разные народы и поколения поворачиваются не только для того, чтобы ознакомиться с давними событиями, а и для того, чтобы лучше понять мир человека и его назначение на земле.

Опорные слова: греческая цивилизация, поэтика произведений, религиозные представления, строение вселенной, мир человека.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать