Чехов и философия героев «Малых дел»

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Традиционно позитивизм понимается как направление философии, отождествляемое с О. Контом и учением его последователей, а также как  методология, опирающаяся на опыт и индукцию. В настоящей статье позитивизм понимается в расширенном смысле, как «единое громадное поле под эгидой позитивизма, которое взаимодействовало и с наукой, и с философией, и с искусством, и с обыденным сознанием». Позитивизм можно также понимать как программу практических действий,  направленную на ускорение темпов общественного развития.

Усвоение идей позитивизма как ориентации на практическое действие имело решающее значение для разработки программы «малых дел», получившей начиная с середины 80-х годов широкое распространение в России. Основные положения теории «малых дел» сводились к следующим постулатам: «Это – прежде всего отказ от мысли поднять народ на революцию или осуществить ее силами одной интеллигенции; провозглашение необходимости неотложной помощи народу со стороны интеллигенции и правительства; пропаганда общинных и артельных форм хозяйствования; призыв к нравственному усовершенствованию интеллигенции; отказ от уныния и разочарования, охвативших значительные слои интеллигенции в период политических репрессий правительства; призыв к культурной работе «засучив рукава».

Программа «малых дел» получила название «культурничества», или «неделизма», и как таковая была связана с либеральным течением народнической мысли.

Вопрос о значении «малых дел» обнаружил свою актуальность в период журнальных полемик, связанных с разными представлениями о путях развития России со стороны радикальных и пролиберальных народников и в ситуации голода 1891–1892 гг. Суть полемики была связана с оценкой «приземленности» идеалов вступающего на общественную сцену поколения восьмидесятников. Участвующие в дискуссиях публицисты ожидали от писателей идейного содержания произведений и ясно выраженной гражданской позиции. Исходя из этого Михайловский упрекал за безыдейность А. П. Чехова. Вопрос идейности автора «Пестрых рассказов» беспокоил и многих других критиков. Между тем Чехов своим писательством не просто «вышел гулять в жизнь», как выразился Р. Дистерло, или изображал жизнь с «холодной кровью», как считал Н. Михайловский, но во многих произведениях («Кошмар» (1886), «Скука жизни» (1886), «Жена» (1892), «Моя жизнь» (1896), «Дом с мезонином» (1896), «В родном углу» (1897), «На подводе» (1897), «Иванов» (1889), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1900) создал героев, совершавших не подвиги, но решавших прозаические задачи.

В разработке философии поведения участников «малых дел» раскрывается отношение Чехова к позитивизму широком значении. В вышеназванных произведениях на первый план выдвигается решение прозаических задач народного образования, медицинской службы, совершенствования работы местной администрации, помощи пострадавшим в чрезвычайных стихийных бедствиях. Думается, что замечаемая в творчестве Чехова «дробность жизни» связана именно со стремлением автора отметить историческое значение повседневных действий человека.

В разработке темы «малых дел» Чехов выявил жизненные установки, мотивировку, подготовку и результаты трудов участников «малых дел». Этими участниками являлись самые разные по социальному статусу люди: дворяне, земские врачи, уездные чиновники, деревенские священники, учительницы; всех их объединяло желание трудиться не только ради личного интереса, но и для блага ближайшего окружения. Они действовали в провинции, в деревнях, но не были кающимися дворянами. Одни из них были коренными жителями деревни, другие же оказались в деревне по самым разным, в том числе личным, причинам. Для определения их идейной идентичности необходимо выявить их жизненные установки.

В рассказах, написанных во второй половине 1880-х гг., стремления героев, в первую очередь, были направлены на нравственное самосовершенствование, а общественная деятельность, которой они занимались, являлась средством достижения цели. Героиня рассказа «Скука жизни» Анна Михайловна Лебедева жила «как все» и изменила привычный образ жизни не по идейным соображениям (следуя призыву идти в народ), а под влиянием личного несчастья (смерть единственной дочери). Она начала свое обновление «по-толстовски». Оказавшись в своем имении, занялась лечением крестьян. Это произошло случайно (ей, за отсутствием врача, пришлось оказать первую помощь повару, который обжег кипятком обе ноги). Удачный случай излечения человека помог героине найти терапевтическое занятие для исстрадавшегося сердца и позволил ей оправиться после личного несчастья. С большой дозой иронии автор изобразил действия героини, которая, окрыленная медицинским успехом, выписала аптечку, несколько книг и газету «Врач» и стала лечить крестьян. Ее помощь приходилась кстати. У нее постоянно увеличивалось количество пациентов. Таким образом, случайно она оказалась «работницей» на ниве «малых дел».

Столь же случайно «малыми делами» увлеклась героиня рассказа «Жена» Наталья Гавриловна. Как можно догадаться по мночисленным намекам автора, она занялась общественной деятельностью в пользу крестьян, чтобы таким образом чем-то заполнить пустоту неудачной супружеской жизни. Организуя помощь голодающим, она руководствовалась порывами сердца, гуманным сочувствием и была против того, чтобы примешивать к делу помощи какие-либо идеи. Помогая голодающим, она наполнила свою жизнь смыслом и заодно собрала вокруг себя людей, которые своей гуманностью и бескорыстием компенсировали ей эмоциональную черствость мужа.

В рассказах, написанных во второй половине 1890-х гг., Чехов уже меньше иронизировал по поводу «малых дел» и стал мотивировать занятия героев идейными побуждениями, что могло быть вызвано опытом мелиховской жизни и популярностью программы «малых дел» в современной ему публицистике. Героиня рассказа «Моя жизнь» действовала под влиянием толстовских призывов к опрощению, но скоро к ним охладела. Мария Викторовна занялась строительством школы для крестьян и стала ее попечительницей из-за скуки, только потому, что новая роль казалась ей интересной. Она в своем желании жить в деревне и для деревни руководствовалась, скорее, любопытством, чем какими-нибудь другими побуждениями.

Героиня рассказа «Дом с мезонином» действовала под влиянием идейных соображений и руководствовалась в своем поведении убежденностью в необходимости распространять просвещение и гигиену. Она видела необходимость сплочения всех местных сил вокруг задачи организовать медпункты, больницы, заботиться об элементарной гигиене. Ее действия соответствовали программе «неделистов», призывавших интеллигенцию к работе для блага своей маленькой родины. Лида Волчанинова организовала в своей усадьбе школу для крестьянских детей и стала работать в ней учительницей. Она участвовала в комитетах помощи нуждающимся, уговаривала помещиков участвовать в работе земства, боролась с самоуправством Балагина, председателя управы, лечила мужиков и раздавала книжки. Лиде удалось собрать вокруг себя единомышленников и на земских выборах нейтрализовать председателя управы, который, как можно догадаться, мешал успешному разрешению разнообразных местных проблем. Она на практике осуществила лозунг служения идее «малых дел».

В целом, в рассказах рубежа 1880–90-х годов в решениях героинь заняться «малыми делами» преобладали случайные причины, однако в произведениях, созданных во второй половине 1890-х годов, герои действовали под влиянием атмосферы эпохи. Увлечение общественными задачами было у них результатом юношеской восприимчивости адресованных к интеллигенции идейных призывов, переродившихся в идейную экзальтацию народнических публицистов. 

Все рассматриваемые рассказы построены на оппозиции: герою-энтузиасту «малых дел» противопоставлен герой-скептик. Функция последнего сводилась к тому, чтобы показать ущербность самой идеи «малых дел» и трудность ее практического осуществления. Таким образом, повествователь занимал нейтральную позицию и с автора снимались обвинения в идейной тенденциозности.

Оппонентом Анны Михайловны («Скука жизни») является ее муж, сломленный, как и она, смертью дочери. Наблюдая деятельность своей жены, ее успех в роли врача для крестьян, он стал охлаждать ее энтузиазм, убеждая, что непрофессиональное лечение приносит больше вреда, чем пользы. Муж считал, что задача состоит в том, чтобы больные попали к «настоящему» врачу. Таким образом, он оспаривает смысл «малых дел» в исполнении случайных лиц.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector