x x
menu

Частичные издания “Герой нашего времени”

В 1839 г. Лермонтов заканчивает работу над своим величайшим прозаическим произведением — "Героем нашего времени". Роман этот, состоящий из пяти повестей, до выхода в свет отдельным изданием (1840 г.) был частично известен читателям, т. к. автор опубликовал в "Отечественных записках" в 1839 г. — "Бэлу" и "Фаталиста", в 1840 г. — "Тамань".

При напечатании "Фаталиста" редакция журнала подготавливала читателей к скорому появлению романа в отдельном издании следующим примечанием:

"С особенным удовольствием пользуемся случаем известить, что М. Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных. Это будет новый прекрасный подарок русской литературе".79 К этой же повести автор дал следующее краткое предисловие: "Предлагаемый здесь рассказ находится в заметках Печорина, переданных мне Максимом Максимычем. Не смею надеяться, чтоб все читатели "От записок" помнили оба эти незабвенные для меня имени, и потому считаю нужным напомнить, что Максим Максимыч есть тот добрый штабс-капитан, который рассказал мне историю "Бэлы", напечатанную в 3-й книжке "От записок", а Печорин — тот самый молодой человек, который похитил Бэлу. Передаю этот отрывок из записок Печорина в том виде, в каком он мне достался".

К повести "Тамань" было дано примечание: "Еще отрывок из записок Печорина, главного лица в повести "Бэла", напечатанной в 3-й книжке "Отеч. записок" 1839 года".

Печатая в журнале три повести, входящие в роман, автор совершенно не придерживался хронологической последовательности излагаемых в них событий. В самом романе отдельные его части тоже не расположены во временной последовательности. Мотивировку этого приема обстоятельно вскрывает в комментариях к роману проф. Б. М. Эйхенбаум, указывающий на то, что автор, сначала выступающий как герой (начало "Бэлы"), постепенно уступает свое место действительному своему герою; сначала мы узнаем о нем от Максима Максимыча, плохо разбирающегося в психологии своего приятеля; затем автор сам встречается с Печориным и сообщает читателю свои наблюдения, отчего герой становится ближе и понятнее ("Максим Максимыч"); наконец, в "Журнале Печорина" устанавливаются непосредственные отношения между читателем и героем. Повести, составляющие "журнал", также расположены по принципу постепенного углубления: "Тамань" — новелла, показывающая поведение героя, но не дающая представления об его внутренней душевной жизни; "Княжна Мери" — дневник, раскрывающий эту душевную жизнь; "Фаталист" — своеобразный финал, подготавливающий гибель героя на примере чужой гибели — Вулича, являющегося своего рода двойником Печорина.

Работа над "Героем нашего времени", по существу, выходит из пределов 1837—1839 гг. Центральный образ романа подготавливался в известной степени созданием целой галереи героев, более или менее родственных Печорину; вспомним Измаил-Бея, Вадима, Арбенина ("Маскарад"). Конкретно образ Печорина обрисовывается в незаконченном романе "Княгиня Лиговская" (1836 г.), заключавшем в себе очень много автобиографического; действие в нем не связано с Кавказом. Из этого романа мы узнаем, что Печорин до 19 лет жил в Москве, в детстве обучался в пансионах, потом поступил в университет, которого не окончил. В Польскую кампанию он поступил в гусарский полк и участвовал в военных действиях. После взятия Варшавы перевелся в гвардию и жил в Петербурге; роман обрывается на описании событий, относящихся к тому времени, когда Печорину было 23 года.

Пребывание на Кавказе в 1837 г. дало автору обильный материал для его художественных замыслов, связанных и с новыми темами, и с прежними, в том числе с "Героем нашего времени". Лермонтов переносит своего героя на Кавказ, в иную географическую и общественную среду, вводит много лиц, которые не встречались в "Княгине Лиговской". В романе нашли отражение личные переживания, его наблюдения, вынесенные из поездок на Кавказ, и, наконец, различные литературные источники.

В дореволюционную пору особенно много придавали значения автобиографическим моментам, значение которых очень преувеличивалось; такие суждения приходилось слышать самому автору; в предисловии к роману, написанном в 1841 г., он отмечал, что некоторые читатели полагают, что "сочинитель нарисовал свой портрет" (V, 185—186). Лермонтов глубоко прав, указывая в том же предисловии на то, что его герой — "точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". Произведение создано под непосредственным воздействием тех картин, какие приходилось видеть автору в разных уголках Кавказа — на группе Минеральных Вод, в глухих крепостях, захолустных городках; все это прошло через горнило большой творческой работы, в процессе которой им отбрасывалось все эпизодическое, а на первый план выдвигалось все типическое. Его роман содействовал укреплению в нашей литературе реалистического направления. Писатель задает вопрос: "Ежели вы верили в возможность существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не верите в действительность Печорина?

Довольно людей кормили сластями: у них от этого испортился желудок; нужны горькие лекарства, едкие истины". В черновых вариантах находим следующее меткое замечание, касающееся Печорина, — "это тип".

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать