Царство «Желтого Дьявола» в цикле Горького «В Америке»

За время пребывания в Америке, наряду с романом «Мать» и пьесой   «Враги»,   Горький   написал серию памфлетов, очерков и публицистических статей, в  которых  подверг  острой  критике  капиталистический строй   Запада.   В   очерке   «Город   Желтого   Дьявола», открывающем  цикл  «В  Америке»,   Горький  описывает Нью-Йорк. За бешеным грохотом жизни этого громадного города писатель уловил его главную особенность: полное безразличие к человеку. Острую боль вызывает в нем вид американских детей: «они бледны и желты, кровь их отравлена, нервы раздражены зловещим криком  ржавого   металла,   угрюмым   воем  порабощенных молний. «Разве из этих детей вырастут здоровые, смелые люди» спрашиваешь себя. В ответ отовсюду скрежет, хохот, злой визг». Город представляется писателю огромным котлом, и котором из людей вываривают золото. В этом богатейшем городе мира его поражает ужас нищеты Ист-айда, квартала бедных. Горькому, видевшему самое «дно» жизни, не приходилось встречать ничего мрачнее той нищеты.

В очерке «Царство скуки» писатель возмущается пошлостью и убожеством развлечений, которыми хозяева жизни одурманивают американскую толпу. Глядя, как люди издеваются над маленькой беззащитной обезьянкой и наслаждаются видом ее мучений, автор говорит про себя; «Животное! Прости им! Со временем они будут лучше...»

А. М. Горький в годы торжества реакции показал в своих произведениях, что эксплуататоры   не   могут   больше   управлять   страной,   что   их власть держится на гнилых, быстро разрушающихся подпорках. Процесс разложения в среде охранителей существующего строя изображен в пьесе «Последние» (1908). Действие пьесы происходит в семье полицеймейстера Коломийцева,   принимавшего   участие   в  расправе   над революционерами. Это - подлый, жестокий и циничный человек, которому чужды и непонятны благородные чувства. Он трусливо убегает от стрелявших в него революционеров,- а  затем  арестовывает первого  попавшегося юношу   и   ради   успеха   своей   карьеры   возводит   на него ложное обвинение. Коломийцева окружают нравственные    уроды:    палачи,     мошенники,     взяточники, готовые   ради   карьеры   и   наживы   уничтожить   друг друга.

В «Вишневом саде» Чехов показал дворянство как утративший силу и уходящий со сцены класс. Но дворянство не так легко расставалось с властью. Писарев писал в 1906 году: «Вся Россия отдана на поток и разграбление шайке прогоревших дворянчиков в военных мундирах. Все обещания свободы, которые мы. слышали от правительства, растоптаны ногами насильников. Все тюрьмы переполнены борцами за свободу народа».

В пьесе «Последние» Горький показал последышей дворянства, морально разложившихся, но все еще цеплявшихся за власть и не брезгавших самой подлой службой в полиции и охранке. Смести эту нечисть с лица земли могла только революция. Царскому правительству удалось на целое десятилетие отсрочить свою гибель, опираясь на союз с буржуазией и на реакционное мещанство. Разоблачение мещанства как опоры реакции было одной из важнейших тем творчества Горького.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент