Боль поэта от сознания своей чуждости новой России

Принятие Есениным Октябрьской революции не оставляет  никаких сомнений. Сам поэт никогда не обходил этого вопроса в  своих автобиографиях. В наиболее известной из них, «О себе», он  писал: «В годы революции был всецело на стороне Октября...» В  другой его автобиографии читаем: «Первый период революции  встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно».  Признания поэта не были декларативными. Это подтверждается его произведениями, написанными вскоре после Октября. Первые отклики Есенина на Октябрь говорят о том, что революция внесла в его поэзию новую интонацию - в его стихах  начинает звучать тема братства и единения. Он воспринимает  революцию как свершившуюся «ради вселенского братства людей». «Братья мои, люди, люди!» «Мы идем сплотить весь мир!»  - восклицает поэт

Есенин кровными нитями был связан с русским крестьянством, принявшим Октябрьскую революцию, но отягченным многими предрассудками прошлого. В крестьянстве причудливо уживалось трезвое отношение к жизни с несбыточными социальными иллюзиями, подлинно революционное настроение и веками  вскормленная приверженность к дедовским обычаям, к патриархальной жизни русской деревни. Лишь на этом фоне может  быть понята идейная и творческая эволюция Есенина, в немалой степени отражавшая настроения русского крестьянства, поднятого к новой жизни.  Какие же изменения в творчестве Есенина произошли в связи  с Октябрьской революцией?  Поэт стремится коснуться жизненно важных для русской деревни вопросов, пытается осознать значение великого исторического поворота в судьбах русского крестьянства. Однако его  попытки осложняются недостаточной четкостью политических  взглядов, беспомощностью перед трудными политическими вопросами, и прежде всего перед одним из важнейших - о русском крестьянстве и пролетарской революции.

«Религиозность» поэм Есенина 1918 года - не более как  внешняя оболочка; в них христианство не содержание, а форма.  Обильная христианская терминология этих поэм - во многом  чисто литературный прием. Используя библейские сюжеты и  пользуясь евангельскими именами, Есенин вкладывал в них совершенно иное, свое содержание. Это были думы и чаяния о  крестьянской России в пору великого поворота в ее судьбе. Религиозная символика этих поэм Есенина целиком повернута к  деревне, в чем сказалась крестьянская закваска поэта.

Не религиозные проблемы, а судьба крестьянства волнует  поэта. Причем проступают настроения, характерные для патриархального крестьянства: избавление мужика от мук и страданий ожидается от какой-то неведомой силы, вовсе не стоит вопрос о том, что само крестьянство должно в борьбе завоевать  свое право на новую жизнь.  Еще более отчетливо подобные настроения заметны в поэме  «Иорданская голубица» (1918). Именно в ней поэт восклицает:  «Мать моя - родина, я - большевик». И в то же время в ней нет  и намека на ту революционную борьбу, которую ведут большевики, возглавляя рабочие и крестьянские массы. Здесь Есенин  рисует картину крестьянского благополучия, явившегося неизвестно как. Он называет его «отчим раем», в котором тихо и  смиренно живут «люди-миряне», лишенные чувства вражды. Вот  эта картина блаженного «крестьянского рая» на земле: 

  • Вижу вас, злачные нивы, 
  • С стадом буланых коней. 
  • С дудкой пастушеской в ивах 
  • Бродит апостол Андрей. 

Особенно рельефен «мужицкий рай» в поэме «Инония»  (1918). «Ино» - ладно, хорошо. «Инония» - условное место  ладной крестьянской жизни. Поэт пророчествует, что на смену христианскому раю, которому он призывает не верить, идет крестьянский рай -- «Инония», «где живет божество живых»: 

  • Говорю вам - вы все погибнете, 
  • Всех задушит вас веры мох. 
  • По-иному над нашей выгибью 
  • Вспух незримой коровой бог. 

В связи с этим небезынтересно привести следующие слова  Есенина:  «Я решил, что Россию следует показать через корову. Лошадь для нас не так характерна. Взгляни на карту - каждая  страна представлена по-своему: там осел, там верблюд, там слон...  А у нас что? Корова! Без коровы нет России».

В поэме  «Инония» бог в образе коровы - это символ благополучия крестьянской жизни. Само по себе это не содержит ничего предосудительного. Действительно, благополучие крестьянской семьи  всегда зависело в России от наличия коровы. Но символизировать новую, революционную Россию обожествленной коровой  512  С.Есенин  означало оставаться во власти старых, патриархальных представлений, которые были явно не созвучны новому времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент