Бертольт Брехт

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

В последние годы жизни Брехта его поэтическое творчество нередко уступало место театральной работе. И все же новые стихи Брехта, тесно связанные с политическими и социальными преобразованиями в стране, знаменовали собою весьма важные тенденции в поэзии Германии.

Используя мотивы поэзии Шелли, Брехт написал в 1947 году эпическую аллегорию «Анахроническое шествие, или Свобода и демократия», в которой он в сатирически-гротесковых образах рисует возрождение немецкого империализма. Одновременно он приветствовал общественные перемены, происходившие в восточной части Германии. «Детские гимны» Брехта обращены к новой демократической нации. Призывную «Песню стройки» (1949) Брехт посвятил Союзу свободной немецкой молодежи:

Жить несладко на пустое брюхо. Но заря всегда встает из тьмы, Ведь недаром в голод и разруху Эту стройку затеваем мы.

Хорошо иметь свой кров, но мало Этого для нас, и потому Мы начнем все с самого начала И построим новую страну.

Вместе со своими лжевождями Старая страна пошла ко дну. Мы себе вождями станем сами И построим новую страну.

Мы взялись за строительство, зная Что должны

Над руинами выстроить зданье Нашей новой страны!

В результате социального переворота, происшедшего в стране, изменился и строй брехтовских стихов. На место сухой лаконичности, агрессивности,

горечи, которые преобладали в стихах, написанных в эмиграции, пришли живая образность, дружелюбная интонация, яркая поэтичность.

Примером тому могут служить «Новые детские песни» и «Песни любви». Баллада «Воспитание проса» (1950) соединяет в себе непритязательный рассказ о советском новаторе с глубоким обобщением социалистического мировосприятия:

Совершенно новое уменье

Нужно, чтоб, меняя лик земли,

Сравнивать итог тысячелетия

С тем, что за год сделать мы смогли.

Сеятель, мечтай

О колосьях золотых, учась

Завтрашний - своим считать сейчас!

В «Буковских элегиях» (1953) говорится о внутренних конфликтах и противоречиях нового общества. Брехт внимательно относился к трудностям, с которыми сталкивалась в своем развитии молодая демократическая страна, к противоречиям между новыми задачами и косными привычками, к тем следам, которые оставило прошлое в сознании людей и в их поступках. Характерные жизненные события, изложенные лаконичным языком эпиграмм, получают глубокое поэтическое осмысление. При этом Брехт безошибочно улавливает как позитивные явления, так и те, что подлежат критике.

Привычки - все те же.

Тарелки ставятся в ряд С отрывистым стуком. Раздается команда: «К еде приступить!»

Это прусский орел

Своих юнцов.

И своей стилистикой, и своей идейной убежденностью творчество Брехта до сих пор продолжает оказывать большое влияние как на форму, так и на содержание поэзии и драматургии Германии.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector