В последние годы жизни Брехта его поэтическое творчество нередко уступало место театральной работе. И все же новые стихи Брехта, тесно связанные с политическими и социальными преобразованиями в стране, знаменовали собою весьма важные тенденции в поэзии Германии.
Используя мотивы поэзии Шелли, Брехт написал в 1947 году эпическую аллегорию «Анахроническое шествие, или Свобода и демократия», в которой он в сатирически-гротесковых образах рисует возрождение немецкого империализма. Одновременно он приветствовал общественные перемены, происходившие в восточной части Германии. «Детские гимны» Брехта обращены к новой демократической нации. Призывную «Песню стройки» (1949) Брехт посвятил Союзу свободной немецкой молодежи:
Жить несладко на пустое брюхо. Но заря всегда встает из тьмы, Ведь недаром в голод и разруху Эту стройку затеваем мы.
Хорошо иметь свой кров, но мало Этого для нас, и потому Мы начнем все с самого начала И построим новую страну.
Вместе со своими лжевождями Старая страна пошла ко дну. Мы себе вождями станем сами И построим новую страну.
Мы взялись за строительство, зная Что должны
Над руинами выстроить зданье Нашей новой страны!
В результате социального переворота, происшедшего в стране, изменился и строй брехтовских стихов. На место сухой лаконичности, агрессивности,
горечи, которые преобладали в стихах, написанных в эмиграции, пришли живая образность, дружелюбная интонация, яркая поэтичность.
Примером тому могут служить «Новые детские песни» и «Песни любви». Баллада «Воспитание проса» (1950) соединяет в себе непритязательный рассказ о советском новаторе с глубоким обобщением социалистического мировосприятия:
Совершенно новое уменье
Нужно, чтоб, меняя лик земли,
Сравнивать итог тысячелетия
С тем, что за год сделать мы смогли.
Сеятель, мечтай
О колосьях золотых, учась
Завтрашний - своим считать сейчас!
В «Буковских элегиях» (1953) говорится о внутренних конфликтах и противоречиях нового общества. Брехт внимательно относился к трудностям, с которыми сталкивалась в своем развитии молодая демократическая страна, к противоречиям между новыми задачами и косными привычками, к тем следам, которые оставило прошлое в сознании людей и в их поступках. Характерные жизненные события, изложенные лаконичным языком эпиграмм, получают глубокое поэтическое осмысление. При этом Брехт безошибочно улавливает как позитивные явления, так и те, что подлежат критике.
Привычки - все те же.
Тарелки ставятся в ряд С отрывистым стуком. Раздается команда: «К еде приступить!»
Это прусский орел
Своих юнцов.
И своей стилистикой, и своей идейной убежденностью творчество Брехта до сих пор продолжает оказывать большое влияние как на форму, так и на содержание поэзии и драматургии Германии.