Анализ поэмы Пушкина «Цыгане»

Поэма написана А.С. Пушкиным в 1824 году. В ней  отражается сильнейший кризис романтического мировоззрения, который переживал поэт в это время (1823-1824  годы). Он разочаровался во всех своих романтических  идеалах: свободы, высокого назначения поэзии, романтической вечной любви.  Он пишет в это время ряд мрачных, горьких стихотворений, изливая в них свою «желчь» и «цинизм» (по его  выражению): «Сеятель», «Демон», «Разговор книгопродавца с поэтом», и немного позже - «Сцену из Фауста» и  другие, оставшиеся в рукописи неоконченными.  К числу подобных произведений относится поэма  «Цыганы». Ее содержание - критическое разоблачение  романтического героя и романтического идеала свободы. 

Герой поэмы - романтический изгнанник - в поисках свободы бежит из культурного общества, из «неволи  душных городов» к свободным, живущим простой, близкой  к природе жизнью цыганам. Изображенные Пушкиным  вольные и веселые цыганы, конечно, не похожи на подлинных бессарабских цыган, живших тогда в «крепостном    состоянии». Но Пушкину нужно было создать своему  герою такую обстановку, в которой он мог бы полностью  удовлетворить свое страстное желание абсолютной, ничем  не ограниченной свободы.

И тут обнаруживается, что  Алеко, требующий свободы для себя и пользующийся ею в  цыганском обществе, не желает признавать ее для других  (для Земфиры), если эта свобода затрагивает его интересы,  нарушает его мнимые «права»

  • «Я не таков, - говорит он  старому цыгану.
  • Нет, я не споря от прав моих не  откажусь».

Поэт развенчивает романтического героя, показывая его подлинную сущность эгоиста и убийцы.  В «Цыганах» развенчивается романтический идеал неограниченной свободы. Пушкин убедительно показывает,  что полная свобода действий, отсутствие ограничений и  обязательств в общественной жизни возможны только для  общества людей примитивных в своих потребностях, ленивых, праздных, да к тому же робких и слабых.  ...Мы робки и добры душою,

  • Ты зол и смел - оставь же нас,
  • говорит старый цыган чужаку Алеко, убившему свою жену  и молодого цыгана, ее возлюбленного.

 Абсолютная свобода в любовных отношениях, не создающих никаких взаимных обязательств, никакой духовной связи между любящими, показана Пушкиным в поведении Земфиры и ее матери Мариулы. Земфире «скучно,  сердце воли просит», и она легко изменяет горячо любящему ее Алеко.  К тому же полная свобода в поступках вовсе не дает  «вольным» цыганам счастья. Старый цыган так же несчастлив, как и Алеко, но только он смиряется со своим  несчастьем, считая, что это - нормальный порядок, что  «чредою всем дается радость, что было, то не будет вновь». 

Развенчав в своей поэме и романтический идеал свободы, и романтического героя, Пушкин еще тогда, в 1826  году, не знал, чем заменить эти идеалы, как на реальной  основе построить свое мировоззрение... Поэтому и заключение поэмы звучит трагически безнадежно: 

  • И всюду страсти роковые, 
  • И от судеб защиты нет. 

Эти выстраданные Пушкиным глубокие мысли и чувства облечены в «Цыганах» в совершенную поэтическую  форму. Свободная и в то же время четкая и ясная композиция поэмы, яркие картины жизни и быта цыган, насыщенные лиризмом описания чувств и переживаний героя,  драматические диалоги, в которых раскрываются конфликты и противоречия, составляющие содержание поэмы,  включенные в нее посторонние эпизоды - стихи о беззаботной птичке и рассказ об Овидии, - все это делает поэму  «Цыганы» одним из лучших произведений молодого Пушкина. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector