Анализ оды Пушкина «Вольность»

Французская буржуазная революция обусловила крах феодализма в Западной Европе, рост национального самосознания и борьбу угнетенных народов за независимость. Лучшие представители дворянства в России сознавали политическую необходимость освобождения крестьян от крепостного рабства, которое было преградой для социально-экономического развития страны. Но задача прогрессивных деятелей была шире - раскрепощение личности, утверждение идеала духовной свободы человека. Победа русского народа над претендовавшим на мировое господство Наполеоном породила и надежды на социальные реформы. Многие призывали царя к решительным действиям.

Идея свободной России проходит через все творчество Пушкина. Уже в своем раннем творчестве Пушкин выступал против несправедливости и деспотизма существующего общественного строя, изобличал губительную для народа силу тирании:

  • Свободой Рим возрос, а рабством погублен...

Пушкину было всего шестнадцать лет, когда он написал стихотворение «Лицинию». Но уже тогда он ясно осознавал, что рабству и тирании, господствующим в его стране, нужно положить конец. Про себя он писал:

  • Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода;
  • Во мне не дремлет дух великого народа.

В 1818 году поэт написал одну из самых пылких песен в честь свободы - «К Чаадаеву». В этом стихотворении выразительно прослеживается вера Пушкина в будущую свободу, в то, что «Россия вспрянет ото сна». И произойдет это тогда, когда проснется каждый человек. Из этого стихотворения мы отчетливо видим: поэт ясно представляет себе, что именно препятствует людскому «пробуждению» - «гнет власти роковой». Ощущая в себе порывы «нетерпеливой души», Пушкин стремится направить эти порывы в нужное русло: на служение Отчизне, на прославление вольности, в приход которой он так верит:

  • Товарищ, верь: взойдет она,
  • Звезда пленительного счастья,
  • Россия вспрянет ото сна,
  • И на обломках самовластья
  • Напишут наши имена!

Тема вольности звучит и в оде Пушкина «Вольность», и в стихотворениях «Во глубине сибирских руд...», «Арион», «Анчар» и других. Эта   тема   волновала   поэта   как   истинного гражданина и патриота до конца его жизни. В стихотворении великий поэт как бы подвел итоги прожитого и сделанного. Среди прочих заслуг, которые перечисляет автор, едва ли не на главном месте призыв соотечественников к свободе:

  • И долго буду тем любезен я народу,
  • Что чувства добрые я лирой пробуждал,
  • Что в мой жестокий век восславил я свободу
  • И милость к падшим призывал.

В оде «Вольность», написанной в 1817 году, Пушкин утверждает идеал общественного устройства, который заключается в создании и неуклонном соблюдении прогрессивных законов:

  • Лишь там над царскою главой
  • Народов не легло страданье,
  • Где крепко с Вольностью святой
  • Законов мощных сочетанье...

Пушкин призывает властителей: Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. Поэт   приводит   исторические   примеры, предостерегающие  царей  от проявлений тирании, злоупотреблений властью, и вдохновляет народ на отстаивание своего права на свободу и достоинство:

  • Тираны мира! Трепещите!
  • А вы, мужайтесь и внемлите,
  • Восстаньте, падшие рабы!

Вскоре   поэт   разочаровывается   в   своих идеалистических представлениях о  стремлении монарха сделать все возможное для улучшения жизни подданных: Александр Первый не решался на радикальные реформы, ликвидирующие крепостное право. Россия продолжала оставаться феодальной страной. Прогрессивно мыслящие дворяне, к числу которых принадлежали и друзья Пушкина, создавали революционные общества с целью насильственного свержения самодержавия и ликвидации крепостного права. Пушкин формально не состоял в таком обществе, однако родственный образ мыслей привел его к осознанию невозможности либеральных преобразований в России.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector