x x
menu

Анализ эпизода – Соня и Раскольников читают Евангелие

Мне кажется, что сцену чтения Евангелие Достоевский ввел для того, чтобы показать, насколько Раскольников и Соня нравственны. Сцена чтения Евангелие в романе психологически наиболее напряженная и интересная. Я с интересом читал и по ходу действия думал, сумеет ли Соня убедить Раскольникова в том, что жить без Бога нельзя, сможет ли своим примером направить его в веру. Раскольников недоумевал, как в Соне позор и низость совмещаются с противоположными и святыми чувствами. Просто Соня духовно выше, сильнее Раскольникова. Соня сердцем верит в существование высшего божественного смысла жизни. Раскольников спросил Соню: «Так ты очень молишься богу-то, Соня» и Соня, стиснув его руку, ответила: «Что же бы я без бога-то была».

«А тебе бог что за это делает» - допытывался Раскольников, «Все делает! » - отвечала Соня. Раскольников с любопытством всматривался в Соню, как это хрупкое и кроткое существо может так, дрожа от негодования и гнева, быть убеждена в своей вере.

Тут он заметил книгу на комоде - Евангелие. Мне кажется, что неожиданно для самого себя, он попросил Соню почитать про воскресение Лазаря. Соня колебалась, зачем это неверующему Раскольникову, он настаивал. Я думаю, Раскольников в глубине души помнил воскресение Лазаря и надеялся на чудо воскресения самого себя.

Соня начала читать сначала робея, подавляя спазмы горла, когда же дошла до воскресения - голос ее окреп, звенел как металл, вся она дрожала в предвкушении чуда воскресения и чуда, что Раскольников услышит и уверует также как верует она. Раскольников с волнением слушал и наблюдал за ней. Соня дочитала, закрыла книгу и отвернулась. Молчание продолжалось пять минут.

Вдруг Раскольников с решимостью во взгляде заговорил: «Пойдем вместеЕЯ пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем! » Значит чудо все-таки произошло, Раскольников в душе понял, что оставаться так не может, надо сломать что надо, взять страдание на себя. Пример Сони был очень важен для Раскольникова, она укрепила его в его отношении к жизни, к вере. Раскольников принял решение, и это был уже не тот Раскольников - мечущийся, колеблющийся, а просветленный, знающий что делать.

Я думаю, что воскресение Лазаря - это воскресение Раскольникова. На протяжении романа Родион Раскольников пять раз видит сны. Первый сон он видит в своей комнатке после встречи с пьяной девочкой на К-ом бульваре. Этот сон относится как раз к болезненным снам. Действие происходит в далёком детстве Раскольникова. Жизнь в его родном городке настолько обычна и сера, что «время серенькое,» даже в праздничный день. Да и весь сон нарисован Достоевским в отнюдь не радостных тонах: «чернеется лесок», «дорога всегда пыльная, и пыль на ней всегда такая чёрная».

Контра-стирует с тёмным, серым тоном лишь зелёный купол церкви, а радостными пятнами являются лишь красные и синие рубашки пьяных мужиков. Во сне присутствуют два противоположных места: кабак и церковь на кладбище. Кабак в памяти Родиона Раскольникова олицетворяет пьянство, зло, низость и грязь его обитателей. Веселье пьяных людей не внушает окружающим, в частности маленькому Роде, ничего, кроме страха. Чуть дальше вдоль дороги находится городское кладбище, а на нём - церковь. Совпадение их местонахождения означает, что какой бы ни был человек, он всё равно начнёт свою жизнь в церкви и закончит её там же.

Самые добрые воспоминания Раскольникова связаны именно с церковью и кладбищем, ведь «он любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частию без окладов». Даже могилку своего младшего брата, которого Родион ни разу не видел, он вспоминает с умилением, ему приятно думать об этой церквушке.

Церковь не зря находится в трёхстах шагах от кабака. Это небольшое расстояние показывает, что человек в любой момент может прекратить свою пошлую жизнь и, обратясь к Богу, который всё простит, начать новую, праведную жизнь. Сон этот - очень важная часть романа.

В нём мы впервые видим убийство, не только задуманное, но и осуществлённое. И после сна в голове у Раскольникова возникает мысль: «Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп... буду скользить в липкой тёплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью... с топоромГосподи, неужели» Родиону будет тяжело совершить это убийство, потому что его отношение к насилию мало изменилось с детства. Не зря местоимение «он» употребляется одновременно и к маленькому Роде, и к Раскольникову-студенту: «ОН обхватывает отца руками...

ОН хочет перевести дыхание... ОН проснулся весь в поту...» Несмотря на прошедшие годы, несмотря на задуманное убийство, несмотря на то, что Раскольников давно уже не так набожен, как в детстве, он до сих пор питает отвращение к насилию, тем более к убийству. Также впервые в этом сне появился образ топора, который является одним из главных образов в романе. Топор предстал здесь орудием убийства, надёжным, но не совсем эстетичным, хотя в убийстве нет ничего эстетичного. Образ замученной кобылёнки встретится читателю в тексте ещё раз, ей будет Катерина Ивановна Мармеладова: «Уездили клячу! Надорвалась!

». Она, как и эта савраска, будет замучена мужем-пьяницей, Семёном Захарычем Мармеладовым. Роль этого сна в действии романа очень велика. Если рассматривать композицию романа в целом, то этот сон находится в экспозиции. Он и выполняет функции экспозиции: знакомит читателя с образами, которые потом будут встречаться на протяжении романа. Этот сон является самым ярким и запоминающимся и несёт самую большую смысловую нагрузку во всём произведении.

Ещё один сон - это сон-крик, сон безобразный. Он заполнен не яркими, резкими, не приятными и радостными звуками, а страшными, ужасающими, жуткими: «она ныла, визжала и причитала», голос бившего хрипел, «таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слёз, побой и ругательств он ещё никогда не слыхивал и не видывал». Под действием этих звуков у Родиона Раскольникова начали появляться первые и ещё робкие сомнения в своей теории. Настасья так охарактеризовала ему его состояние: «Это кровь в тебе кричит. Это когда ей выходу нет и уж печёнками запекаться начнёт, тут и начнёт мерещиться.» Но в нём кричит не его кровь, а кровь убитых им людей.

Всё существо Раскольникова воспротивилось совершённому им убийству, лишь воспалённый мозг уверяет сам себя в том, что теория верна и что для Родиона убийство должно быть так же обычно, как смена дня и ночи. Да, он убил, но когда Илья Петрович бьёт хозяйку, в голове у Раскольникова то и дело возникают вопросы: «Но за что же, за что же... и как это можно! », «Но, боже, разве всё это возможно!». Даже после убийства двух сестёр Раскольников питает отвращение к убийству и к насилию вообще. Этот сон показал молодому Наполеону, что он такой же гений, как и Илья Петрович, который без особой на то причины бьёт хозяйку, в то время как у Раскольникова «рука не поднялась запереться на крючок», «страх, как лёд, обложил его душу, замучил его, окоченил его...» В этом сне местом действия является лестница.

Она символизирует борьбу внутри Раскольникова, борьбу добра и зла, вот только в данном случае непонятно, где добро, а где зло. Лестница - это препятствие, которое предстоит пройти герою, чтобы подняться на самый верх человеческого развития, заменить Бога, который создал этот несовершенный мир, оказаться способным изменить людей для их же благополучия. Если Раскольников выдержит это испытание, то он убедится в своей теории и может натворить непоправимых вещей, вот почему провидение не допустило этого, и Родион лежал, окоченев от страха, точно тварь дрожащая. Сон этот был нужен Достоевскому, чтобы подчеркнуть отрица-тельные стороны теории Раскольникова: её ужас и несостоятельность. Для Родиона Раскольникова сны были очень важны, они были его второй жизнью.

В одном из снов он повторяет уже совершённое им убийство старухи-процентщицы. По сравнению с настоящей жизнью пространство не изменилось, «всё тут по-прежнему: стулья, зеркало, жёлтый диван и картинки в рамках». Но во времени произошли значи-тельные перемены. Была ночь. «Огромный, круглый, медно-красный месяц глядел прямо в окна», «это от месяца такая тишина». Обстановка напоминала царство мёртвых, а не обычный петербургский дом.

Именно эта деталь напоминала о совершённом убийстве. Уходя из квартиры старухи, Раскольников оставил после себя два трупа. И вот сейчас он вернулся в это царство мёртвых.

Всё было мертво, но только для Раскольникова, всё умерло в душе у него. Только для Родиона вокруг тишина и ни души, для остальных людей мир не изменился. Люди стояли внизу, Раскольников был выше всей этой толпы, всех этих тварей дрожащих. Он Наполеон, он гений, а гении не могут стоять на одной ступени с народом. Но люди осуждают Раскольникова, смеются над его жалкими попытками изменить мир через убийство какой-то старушонки. И действительно, он не изменил ровным счётом ничего: старуха по-прежнему жива и смеётся над Родионом вместе с толпой людей. Старуха смеётся над ним, потому что, убивая её, Раскольников вместе с тем убивает и себя.

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать