Александр Иванович Левитов. Анализ произведений

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Великую скорбь переживаем мы, бедняки…
А. Левитов

Левитов, Александр Иванович [20.VII (1.VIII).1835, с. Доброе, Лебедянского уезда, Тамбовской губернии — 4 (16).1.1877, Москва] — писатель-демократ. Родился в семье дьячка. Учился в Лебедянском духовном училище, потом в Тамбовской семинарии. От духовной карьеры отказался, отправился в Москву с целью поступить в Московский университет, но после неудачной попытки поступил в Петербурге в Медико-хирургическую академию. Однако осенью 1856 года попадает в ссылку. Около трех лет проводит он в глухой провинции (Вологда, Шенкурск). Здесь работает фельдшером и пишет начатый ранее очерк «Ярмарочные сцены», названный впоследствии «Типы и сцены сельской ярмарки» («Время», 1861). Как писатель Левитов воспитывался на традициях великой классической литературы. Писатель говорит об этом словами своего автобиографического героя Ивана Сизова, от имени которого он писал свои рассказы. Герой Левитова признается, как потрясли его «Мертвые души» Н. В. Гоголя: «…я много плакал, смеялся, в некоторых местах мне делалось до того страшно чего-то, что зубы мои стучали, как в лихорадке. В мозгу пробегала смутная мысль о том, что "вот если бы и мне так-то"… И я снова начинал не читать, а как будто идти вслед за чичиковской тройкой, по пыльной столбовой дороге»1.

В середине 1860-х годов Левитов часто переезжает из Москвы в Петербург и обратно, едет в деревню в качестве уездного учителя изучать народ.

В этот же период он знакомится с Аполлоном Григорьевым, некоторое время работает в редакции «Русского вестника». Писатели и критики по достоинству оценили его дарование. В разных журналах («Время», «Русская речь», «Московский вестник», «Современник», «Зритель», «Развлечение») появляются его очерки, рассказы и повести: «Сладкое житье» (1861), «Целовальничиха» (1861), «Степная дорога ночью» (1861) и «Степная дорога днем» (1862), «Накануне Христова дня» (1861) и др. В 1865 году выходит первый том «Степных очерков», в 1866 и 1867 годах — второй и третий тома. В 1866 году Левитов совместно с М. А. Вороновым издает сборник «Московские норы и трущобы» (т. 1 и 2). В 1874 году появляется сборник повестей и рассказов «Горе сел, дорог и городов». Растет популярность писателя, особенно в среде разночинской демократической молодежи.

С первых своих беллетристических опытов писатель прочно входит в демократическую литературу 60-х годов. Он рисует крестьянский быт до и после реформы, разорение деревни, богатеющего кулака-мироеда. Рассказы «Расправа» (1862), «Насупротив» (1862), «Блаженненькая» (1862), «Газета в селе» (1865) и другие, во многом перекликаясь с очерками его современника Н. В. Успенского, в которых Н. Г. Чернышевский увидел «начало перемены» в освещении крестьянской темы, рисуют деревенский быт в самом неприкрашенном виде: темнота, невежество, забитость, крайняя нищета, горе и беспробудное пьянство — в этом жизнь русского мужика. Однако, в отличие от Н. В. Успенского, Левитов старается найти в народной среде и яркие выдающиеся личности, показывает их нелегкую, часто трагическую судьбу. Гибнет красавец и богатырь, герой дворовых сказаний Ферапонт Иванов («Моя фамилия», 1863); Федор Васильев («Бесприютный», 1870), уйдя от гнетущего деревенского быта, становится «бесприютным» скитальцем; погибает от запоя и другой богатырь — сапожник Шкурлан («Шкурлан», 1863); бунтарь Петр Крутой («Степные выселки», 1864), страстно ненавидящий господ и холопов, также не вступает на путь борьбы. Герои Левитова с их богатырской силой, яркими характерами не могут противопоставить себя общественному злу, хотя и не мирятся с ним.

Во многих произведениях, особенно второй половины творчества, писатель обращается к быту закоулков, трущоб большого города, рисует безрадостную судьбу обитателей «комнат снебилью», картины нищеты и пьянства, во многом предвосхищая изображение «дна» у А. М. Горького («Нравы московских девственных улиц», 1864; «Московские уличные картины», 1870; «Крым», 1862; «Беспечальный народ», 1869 и др.).

«Горе сел, дорог и городов» — постоянный мотив, который проходит через все творчество писателя и окрашивает его в лирические тона. Не случайно Левитова называли «певцом народного горя». ***

В очерковом цикле А. И. Левитова «Степные очерки» изображение народной жизни выразилось наиболее заметно и отчетливо. Левитов стремится к циклизации очерков. «Степная дорога днем» и «Степная дорога ночью» представляют собой единое эпическое полотно, повествующее о жизни народа. Это целостная картина степной крестьянской жизни, воспроизведенная поэтическим взглядом в традициях Гоголя и Тургенева. Писатель стремится постичь русский народ, находящийся на грани вымирания и не утративший веры в смысл своего существования («Ярмарочные сцены», 1861 г. – впоследствии «Типы и сцены сельской ярмарки»). Левитову близки стихийно возникшие в народной среде образы праведников, красавцев богатырей, бунтарей. Даже их трагическую гибель писатель расценивает как возможность проявления народных сил: Ферапонт Иванов – («Моя фамилия», 1863), Шкурлан («Шкурлан», 1863), Петр Крутой («Степные выселки», 1864), Федор Васильев («Бесприютный», 1870).

В поисках «светлой правды» писатель вместе со своим народом. Он живет жизнью народа. И правда о нем в его творчестве объективно верна, обнажена и истинно достоверна. Народ – основной герой его очерков. Многообразие картин, сцен, судеб, характеров запечатлелось в его творчестве как развернутое повествование о жизни народа и получило в циклизации очерков эпическое выражение.

Очерковость была свойственна его художественной манере, элементам стиля писателя, усиливающего впечатление истинности, достоверности описываемых фактов и событий как реальных социальных явлений жизни, в осмыслении которых активно участвовал писатель-автор как действующее лицо очерков. Объективные события получали личностную авторскую оценку увиденного им. Вместе с народом автор ищет «светлую правду», и авторское «я», в отличие от произведений Н. В. Успенского, явно и ярко ощущается в его очерках. Он пребывает в тревоге, метаниях и исканиях. Крестьянская жизнь, изображенная им, также протекает в тревоге и метаниях. Писатель создает обобщающий образ народной судьбы, человеческой боли и страданий.

«Великую скорбь переживаем мы, бедняки», – замечает автор. Он странствует, гонимый страданиями народа: «больной и измученный иду я по большой дороге»2.

Ощущениями страданий овеяна у Левитова и природа: «казалось, мукой одержима природа». Писательская позиция Левитова активна, а лиризм – прямая авторская тенденция, попытка по-своему ответить на им же поставленные вопросы. Автор замечает: «Я решительно не могу ни поклоняться светлому лику природы – единственному совершенству на всей земле, ни скорбеть о людской погибели!» Его позиция выражается в том, чтобы показать «многоразличные виды русского горя», провести их через муки своей «больной» души.

Ему дорог мир и покой на родной земле: «Все та же ты, степь! Вижу, вижу... что и ты нуждаешься в покое и мире. Мир тебе и покой! Бедная, и родная сторона моя!»3. Однако Левитов чувствует и осознает несбыточность своих мечтаний: «Эх ты, счастье наше!.. В какие далекие страны ты закатилось от нас?»

Писатель не приемлет горькую судьбу народа как вековую социальную драму, понимает необходимость социальных преобразований, но не видит в народе стремления к этой деятельности. «В моей жизни я очень много видел слез по чужим заботам и весьма мало дела, которое бы хоть несколько облегчило эти заботы», – говорит Левитов устами своего героя4. Отсюда и народная жизнь пребывает в тревоге, метаниях и мечтаниях. Она вызывает тоскливое чувство, олицетворяясь «подавляющей пустынностью родной степи, и вдоль и поперек залитой потом и кровью, текущей в тоске», и желание «светлой радости людской».

Изображая социальные явления, Левитов не знает выхода, однако надеется и верит в возможности русского народа.

Образ степной дороги и степи – это олицетворение самой жизни, источник живых впечатлений и раздумий писателя, сосредоточение жизненных судеб. Дорога и степь у Левитова – живые атрибуты жизни. Широкие просторы степи «темнят седые, хмурые тучи», «темнят его всего больше дикие думы твои». «Пугают они и тоску на душу свежего человек наводят» – все это впечатления автора о народной жизни. И все-таки в выразительно молчащей тиши необыкновенно ясно и последовательно развивается иная дума: «…тихо скорбит и вместе – надеется, что, наконец, по всей неоглядной ширине разольется благодетельный свет живых мыслей знаний, который неминуемо поставит угрюмого, печального человека этой стороны в полное согласие с ее веселой, цветущей природой»5.

В отличие от Н. В. Успенского Левитов искал положительные начала в народном характере («Степная дорога днем»). За темнотой и невежеством он сумел разглядеть живую душу народа, его одаренность, пытался создать активные народные характеры.

Поэтическая сторона народного быта не ускользнула от внимательного взгляда писателя. Левитов старался постичь роль народа в социальном движении жизни, решение социальных вопросов пытался найти в сфере морально-этической, был уверен, что «не стоит изба без праведника».

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector