Оскар Уайльд, наверное, знал, что «афоризм - законченная мысль, высказанная сжато и лаконично», но доказывать справедливость этого утверждения в тишине уютных кабинетов не стал. Он рождал их собственной жизнью, принимая это понятие как декларацию, как какой-либо сгусток тайных мыслей и идей, как заветную религию внутреннего «Я». Список крылатых фраз, которые вышли из-под его пера, занимает огромнейший объем, отображая далеко не полный перечень того, что излили его уста, поскольку множество их записанными не были и остались высказываниями лишь в памяти современников. То, что о нем говорили и писали, представляло собой в основном возвышенное увлечение: «Отец афоризма и иллюзии парадокса», «Мастер красноречия», «Апологет красоты», «Король жизни», «Покоритель духовных вершин». 1. Художник - это тот, кто создает прекрасное.
2. Раскрыть себя и спрятать художника - к этому стремится искусство. 3. Критик - это тот, кто может в новой форме или при помощи новых средств передавать свое впечатление от прекрасного.
4. Высшая, как и низшая, форма критики - один из видов автобиографии.
5. Те, кто в прекрасном находят плохое - люди испорченные. И при этом испорченность не делает их привлекательными. Это большой грех. Те, кто могут увидеть в прекрасном его высокий смысл, - люди культурные. Они не безнадежные. Но избранник - тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту.
6. Ненависть девятнадцатого столетия к реализму - это злость Калибана, который увидел себя в зеркале. Ненависть XIX столетия к Романтизму - это злость Калибана, который не находит в зеркале своего отображения.
7. Художник не пытается что-то доказывать. Доказать можно даже несомненные истины. 8. Художник не моралист. Подобная склонность художника предопределяет непростительную манерность стиля.
9. Не приписывайте художнику нездоровые тенденции: ему дозволено изображать все.
10. Мысль и слово для художника - средства Искусства.
11. Если говорить о форме, - прообразом всех искусств является искусство музыканта.
Если говорить о чувстве - искусство актера.
12. Кто старается проникнуть глубже поверхности, тот рискует. И кто раскрывает символ, идет на риск.
13. В действительности Искусство - зеркало, отображает того, кто в него смотрит, а совсем не жизнь.
14. Если произведения искусства вызывают споры, - значит в них есть что-то новое, сложное и значительное.
15. Пусть критики расходятся во взглядах, - художник остается верен себе.
16. Можно простить человека, который делает что-то полезное, если он этим не увлекается. Поэтому тому, кто создает бесполезное, единственным оправданием является лишь страстная любовь к своему творению.
17. Всякое Искусство полностью бескорыстное.