А. Крымский. «Святая любовь» (Идиллия). Характеристика образа лирического героя

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель:    ознакомить школьников с биографией А. Крымского, проанализировать его поэтическое произведение, охарактеризовать образ лирического героя, дать определение идиллии; развивать культуру связной речи, память, творческое воображение, умение грамотно высказывать свои мысли, чувства, впечатления; формировать кругозор школьников; воспитывать почтительное отношение к творчеству А. Крымского, к такому искреннему чувству, как любовь, которая является стимулом жизни каждого человека.

Тип урока:      усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет А. Крымского, библиотечка его произведений, грамзапись песен о любви; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I.  Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний. Беседа с вопросами.

  • Что такое любовь? Кого вы любите? В чем это проявляется? 
  • Объясните поговорку «От любви до ненависти один шаг». 
    • Какие книги, фильмы, спектакли о любви вам известны? Чем они поразили вас? 
    • Имеет ли любовь определенные обязательства? Какая атмосфера властвует в вашей семье? 
    • Почему счастливыми считают тех людей, которые пылко любят друг друга? 
  • Бывает ли любовь постоянной? От чего это зависит? 

 

  1. III.   Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности. 
  2. IV.     Восприятие и усвоение учениками учебного материала. 

А. Крымский... поэт, ученый, общественный деятель,

что всем естеством народу принадлежит.

П. Тычина.

Так как знаю я сердце, что все мои боли

излечит любовью.

А. Крымский.

 

 

 

 

3. Теория литературы. Понятие об идиллии, эпитете.

3.1.Идиллия (гр.— изображение, рисунок) — небольшое поэтическое произведение, которое изображает легкую, беззаботную жизнь, веселое проведение времени на лоне природы. Этот жанр зародился в античной поэзии.

3.2.Эпитет (гр.— прикладное, дополнение, прозвище) — поэтический троп: художественное определение, точная характеристика лица, предмета или явления, которые помогают наглядно вообразить эти явления, ощутить отношение автора к ним, вызывая у читателя определенную их отрицательную или положительную оценку: глаза девичьи, зеленая роща, звонкая песня, супостат озверелый.

4. Обработка произведения А. Крымского «Святая любовь».

4.1.Выразительное чтение поэтического произведения.

4.2. Тема: воспроизведение искренних чувств влюбленного лирического героя, которые являются его смыслом жизни.

4.3. Идея: возвеличивание стремления человека любить, поскольку любовь исцеляет его, бодрит, делает счастливым.


4.4.    Основная мысль:

а) человек без любви не живет, а существует;

б) «Так как знаю я сердце, что все мои боли

исцелятся любовью».

4.5.  Жанр: идиллия, любовная поэзия.

4.6. Композиция. Поэтическое произведение содержит 8 разделов (ХІ, ХV (а, б, в, г, д, е), ХVІ, ХVІІ,

ХVІІІ (серенада), ХІХ (с Гете), ХХ (Испанский романс), ХХІ), которые объединены между собой темой любви. В них лирический герой акцентирует внимание на том, что сама любовь сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

4.7.  Художественные особенности идиллии.
Эпитеты: «святая любовь», «благородные ощущения», «пьяные думы», «раны душевные», «белоснежная грудь»,
 «сладкие мечты», «густой, развесистый лес», «склоненные березки», «серебряный туман», «горячий шепот».

Повторы: «Выходи, выходи...», «И жду... жду», «Я жду, я жду...», «Неужели же...».

Сравнение: «Я, будто гимназист, который впервые влюбился».

Метафоры: «затемняется ум», «соскучился цветок», «любовь работу останавливает», «душа польется», «засияет любовь», «волна идет», «льется месяц», ветерок не шелестит», «ладан капотит», «волна фонтанирует... плещет и бринчит», «тень шелестит», «сердцем слышу», «пьянел сад», «лукаво шелестели пальмы».

Риторические оклики:

«Да! Только божество случайно такое блаженное!»;

«От любви я святой... святая моя любовь!»;

«Есть тысячи! Стыдился бы!»;

«И нет! Я задумался

О, ласкаю свою!»;

«Мой край!..»;

«Так пишут школьники... А что же делать:

Я снова ребенок!

Рефлексия, скрывайся! так как время - радоваться:

Такой час!»;

«Гей, венок,

Кудрявый от цветов!»;

«Море, играй!»;

«Я жду, я жду тебя!»;

«Заждался я, седая Горпинка!

Выходи, выходи!»;

«И жду, Фиалка, жду!»;

«Я из такой ночи пью!»;

«Сколько тихой отрады

 

В душу ластится мою!»; «Ну, и чего бы еще желать!»; «Да! Сие ты, моя гитана!»; «Сердцем слышу я!»; «О! упади же мне на руки Милая моя!..».

Риторические вопросы:

«Чтобы имел такие, как я, благородные ощущения?»; «Что же творится со мной?»; «Я в аду или в раю?»; «Неужели же таки правда Меня любишь ты?»; «Неужели же на свете судьбу я смог таки найти?»; «Надо ли рассказывать повесть любви Мойго и Зои?»; «Не тень ли там тайно Едва шелестит?!».

4.8. Обсуждение содержания поэтического произведения с вопросами.

Как автор произведения характеризует своего лирического героя?

(И где же на свете кто-то другой, кроме меня, Чтобы имел такие, как я, благородные ощущения?)

Что говорит герой о первой любви?

(А я, будто гимназист, который впервые влюбился, С пафосом пишу наивно-искренние стихи).

Что происходит с героем, когда его проняли любовные чувства?

(И весело и страшно... И радость, и печаль... Затемняется ум Из всяких пьяных дум).

Чем объяснить отношение соловушки ко ржи и терновнику?

(Любил бы он мальву,

А возле любовницы он даже не видел

Терновник непригодный).

При каких обстоятельствах герой считает себя царем неба?

(Я же знаю: ты любишь,- И я - царь неба).

Почему любимый приходил в ужас любви?

(...Думал, что любовь Нам работу останавливает).

 

Что было стимулом в любви?

(Тебя же я люблю, а слышу, что у меня Потяжелели руки,

Еще больше душа моя польется к свету Знаний и науки).

Чем объяснить, что любовь — вечная?

(В тех звездах мы и после смерти сойдемся снова, и снова нам засияет Святая любовь).

Какие целебные свойства имеет любовь?

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector