А. Димаров «Голубой ребенок». Внутреннее достоинство и уважение к людям – черты характера юного героя, стимулы его поведения

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель: охарактеризовать юного героя повести А. Димарова «Голубой ребенок»; выяснить его отношения с людьми; мотивировать стимулы его поведения; развивать умение аргументированно высказывать собственные раздумья, чувства; наблюдения; взвешенно доказывать свое видение, формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать чувство доброты, искренности, чуткости, требовательность к своим поступкам, действиям; прививать пунктуальность, интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока:     комбинированный.

Оборудование: портрет А. Димарова, текст произведения, ученические рисунки, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Викторина «Отгадай литературного героя произведения А. Димарова «Голубой ребенок».

• «...Задумчивая и немного печальная. Печаль окутывает ее поблекшие уста, в мелких морщинах вокруг глаз». (Мать).

• «...Лобик еще большой, уши торчат, и волосы прилизаны, будто у девушки». (Толя).

• «...Судилась сказочная судьба: ходить в форме, курить «Казбек» и водить поезда». (Ванька).

• «...Сидит за массивным столом, спиной к окну, лицом к нам. Он, наверное, невысокого роста, так как над столом видно только его плечи и голову. ...Сколько живу, не видел такой блестящей лысины. Она была похожа на облупленное пасхальное яйцо». (Директор школы).

• «Там такой задавака. Как учился в сельской школе, еще в седьмом классе, то у него одного была настоящая портупея с большой медной пряжкой». (Федька).

• «...Ходила большей частью в одной рубашке, так ей было жарко. Пот сращивал ее круглое лицо, и она каждый раз вытиралась полотенцем, будто после бани». (Домна Даниловна).

• «Ставил оценки в зависимости от того, что ты получили по другому, предыдущему предмету. Если «удовлетворительно», то хоть проси, хоть моли, высшей оценки не добьешься ни за что». (Учитель физики Юрий Сергеевич).

• «...Посещал кружок планеристов. Он единственный из восьмиклассников поднимался в воздух...» (Василий Гаврильченко).

• «Двери скрипнули, и в классу ступила такая молодая, такая красивая девушка, что есои бы мы встретили ее где-то вне школы, то ни за что не поверили бы, что она учительница». (Анжелика Михайловна).

• «Девушки за ним умирали. Носились как с писаной торбой, говорили, что это единственный мальчик, достойный их внимания». (Ким).

• «У нее был стариковский надтреснутый голос, она немного сюсюкала, деформированная фигура ее совсем не пасовала тем высоким эмоциям, о которых речь шла в поэзиях, но мы не замечали ничего этого». (Мария Федоровна).

 • «Среди этого невероятного богатства похаживал всегда поглощенный заботами, всегда немного сердитый...- среднего роста мужчина с седыми растрепанными волосами и зажженными близорукими глазами». (Михаил Семенович).

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Основное содержание урока.

  • Копай внутри себя колодец той воды,
  • которая оросит и твой дом, и соседские.
  • Г. Сковорода.
  • В каждом человеке природа всходит
  • или злаками, или сорняком.
  • Ф. Бекон.

1. Характеристика образа Толи.

1.1. Ориентировочный план.

1) Толя - восьмиклассник, выпускник школы, военнообязанный.

2) Портрет и внешность героя.

3) Черты характера мальчика: а) доброта; б) искренность; в) чуткость; г) ответственность к порученному делу; д) целеустремленность; е) легкомысленность; терпимость.

4) Другие черты, умения: а) любить и идти на самопожертвование; б) вести себя с товарищами; в) постоять за себя; г) уважительное отношение к матери, взрослым; д) ценит дружбу; е) любовь к книге, ее творцам.

5) Значение образа Толи для современников.

1.2. Беседа с вопросами.

• Кто такой Толя? Есть ли такие ученики в классе, которые похожи на него поведением, отношением к обучению, друзьям, семье?

• Какие черты характера у героя вам нравятся? Чем именно?

• Почему автор старается объективно отобразить в произведении Толю?

• Как А. Димаров относится к своему герою? О чем это свидетельствует?

• Похож ли Толя на героев других автобиографических произведений, например, Михайлика (М. Стельмах « Гуси-Лебеди летят»), Сашу (А. Довженко «Очарованная Десна»), Климка (Г. Тютюнник «Климко»)?

• Смогли ли бы вы написать произведение о своем детстве? Если да, то какой фактический материал вы бы использовали?

2. Обработка разделов произведения А. Димарова «Голубой ребенок».

2.1. « Ать-Два!».

2.1.1. Выразительное чтение интересных эпизодов из раздела.

2.1.2. Тема: рассказ героя о своих достижениях в военной службе во время пребывания в армии.

2.1.3. Идея: настойчивость, старательность, целеустремленность - вот что необходимо, чтобы стать настоящим военным.

 2.1.4. Основная мысль: каждый день у Толи и Мишки в армии формировались те черты характера, умения, навыки, которых им не хватало, когда они были школьниками.

2.1.5. Композиция.

Экспозиция: перечень ежедневных занятий на военной службе героев. Завязка: преодоление «укрепленной полосы».

Кульминация: высочайшие показатели у Толи во время стрельбищ. Развязка: когда комбат хотел увидеть повторные блестящие результаты стрельбы Толи, мальчик пустил все пули «в молоко».

2.1.6. Содержание раздела.

Каждый день кроме воскресенья проводились занятия, тренировки. Интересным испытанием для героя была «укрепленная полоса».

Дежуря в столовой, Толя и Мишка переели сала, картофель не был почищен, в результате - внеочередной наряд на кухню.

Серьезным шагом в военной подготовке является стрельба. На этот раз выдали новую винтовку (СВТ). Во время стрельбищ Толя получил высочайшие показатели, хотя и не надеялся на это. А когда сам комбат захотел увидеть, как стреляет Толя, то мальчик выпустил все пули «в молоко».

2.1.7. Беседа с вопросами.

• Расскажите об испытании «укрепленная полоса». («...На той полосе были: предлинное бревно над глубокой ямой с водой. Бревно круглое, как скалка, еще и покачивается, если на него ступить. За ней – макет двухэтажного дома: дощатая стена с единственным окном на втором этаже. Дальше - полутораметровый забор и широкий ров с водой, уже без бревна, и аж в конце - чучело вражеского солдата, изготовленное из лозы»).

• Какие трудности имели молодые армейцы во время преодоления «укрепленной полосы»?

• Почему спортивная площадка была мучением для многих солдат?

• Что вспомнил Толя о школьных уроках физкультуры? («...Все мы хорошо помнили, как уклонялись в свое время от уроков физкультуры, отказывались лезть на турник или прыгать через кобылу»).

• За что Мишка Кононенко получил внеочередной наряд?

• Страдали ли солдаты? («Куняем все время, дремота неотступно ходит за нами. Как только хоть немного ослабишь внимание, так и начинают слипаться веки»).

• Какие обязанности были у тех, кто дежурил по гарнизону? («Всю ночь мы чистили картофель - эти горы картофеля, рубили дрова, таскали воду, а днем еще и мыли грязную посуду и убирали в помещении»).

• Почему ребята получили через несколько дней следующий наряд на кухню? («Из-за стола мы встали, нашпигованные салом, как гуси. Так добрели до картофеля да и повалились на него, лежали, пока нас не поднял помкомвзвода»).

• Чем объяснить то, что солдаты вынуждены были оберегать винтовки (СВТ) от постороннего глаза? («...Оружие до сих пор неслыханное и невиданное. Не исключена даже возможность, что за границей уже пронюхали о нем»).

• Почему солдаты не обращались за помощью к комвзводу?

• Какие трудности имели ребята во время ухода за новыми винтовками? («Обращаясь с новыми винтовками, мы не раз жалели, что нас не вооружили старенькими трехлинейками, ведь их чистить - раз плюнуть. А с этой повозились, пока командир разрешит поставить ее в пирамиду»).

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector