Цель: продолжить обрабатывать идейно-художественное содержание, наблюдать за динамическим сюжетом повести, обращая внимание на прозрачность и ироничность рассказа, проблематику произведения; развивать культуру связной речи, память, внимание, логическое мышление, умение выразительно читать произведение, делать соответствующий комментарий относительно его содержания; воспитывать чувство уважения к творчеству А. Димарова, стремление ценить дружбу, делать добро, отстаивать свое достоинство и защищать интересы других.
Тип урока: усвоение знаний и формирование умений.
Оборудование: портрет А. Димарова, текст произведения, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Литературный диктант «Жизнь и творчество А. Димарова».
1. Город, где родился А. Димаров. (Миргород).
2. по гороскопу писатель... (Телец).
3. Чем занимался Анатолий Андреевич после окончания школы? (Был мобилизован в армию).
4. Фронт, на котором воевал писатель. (Юго-Западный).
5. Название первого сборника рассказов А. Димаова. («Гости с Волыни»).
6. Учебное заведение, где Анатолий Андреевич учился на протяжении с 1950-1951 гг. (Литературный институт им. М. Горького в Москве).
7. Срок обучения писателя во Львовском педагогическом институте. (1951-1953).
8. Получив высшее образование, А. Димаров работал... (Редактором в издательствах).
9. Творческий задел Анатолия Андреевича составляет... (Несколько десятков томов).
10. Любимейший жанр для писателя. (Истории).
11. Произведение, которое написано А. Димаровым в 1983 г. («Местечковые истории»).
12. Год начала печатания произведений писателя (1944 г.).
Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.
III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.
IV. Основное содержание урока.
- ...Мне еще некогда не было так хорошо,
- так светло и легко на душе
- А. Димаров.
- Пока в человеке живет ребенок, он человек.
- В. Базилевский.
1. Эвристическая беседа с вопросами.
• Что такое дружба? Чем она проверяется?
• С какой целью А. Димаров выбрал рассказ в произведении прозрачный и иронический?
• Какой смех использует писатель в повести? Приведите примеры из текста произведения, применяя цитаты.
• В чем заключаются морально-этические проблемы произведения? Чему оно нас поучает и воспитывает?
• Чем близки вам ситуации, в которые попадает герой произведения?
• Как вы относитесь к его поступкам и поведению? Всегда ли их можно оправдать?
2. Обработка разделов повести А. Димарова «Голубой ребенок» (часть «На коне и под конем»).
2.1. «О парашютной вышке и о том, что такое «зайцы» и с чем их едят».
2.1.1. Пересказ интересных эпизодов из раздела.
2.1.1. Тема: рассказ Васьки Гаврильченко о своих увлечениях самолетами, прыжками с парашюта, воспроизведение чувств первого полета Толи на парашюте с вышки.
2.1.3. Идея: стремление стать профессионалом своего дела, иметь любимое занятие и посвятить ему вся свою жизнь (Васька Гаврильченко).
2.1.4. Основная мысль: Васьки Гаврильченко: «Если бы и прыгал, то только с такого самолета, который поднял бы его аж в стратосферу».
2.1.5. Композиция.
Экспозиция: рассказ Васьки Гаврильченко Толе о своем любимом увлечении.
Завязка: чтобы прыгнуть с вышки на парашюте, Толе необходимо иметь сорок копеек.
Кульминация: Толя - «заяц», первый прыжок.
Развязка: не каждый поверил Толе о его первом испытании.
2.1.6. Содержание раздела.
Васька Рыбальченко рассказал Толе о своих увлечениях самолетами, посещение кружка планеристов, даже составление стиха об авиации. Васька предложил новому другу попробовать прыгнуть с вышки на парашюте. «Для этого необходимо иметь 40 копеек, которых, к сожалению, Толя не имел. Поэтому ему необходимо было проехать домой в поезде «зайцем». Едва мальчик избавился от преследований ревизоров, посещение милиции, но деньги сэкономил.
Прыжок с вышки был Толей осуществлен, хотя мальчик очень боялся этого.
2.1.7. Беседа с вопросами.
• В чем заключались особенности мышления Мишки Кононенко? («В Мишкином мышлении не стоит искать логики, он не придерживался никаких канонов, это был анархист и стихийный бунтарь. Его будущее терялось в таком же непроглядном тумане...»).
• На основании чего можно было выяснить, о какой профессии в будущем мечтал Васька Гаврильченко? («Везде - на обложках, на промокашках красовались самолеты разнообразнейших конструкций. От тяжелых бомбовозов до юрких истребителей. Самолеты на земле и в воздухе, самолеты, которые выполняют «мертвую петлю» и падают в пике, самолеты, которые заходят друг другу в хвост и мчатся лоб в лоб»).
• Из-за чего Мария Федоровна снижала Василию оценку по украинскому языку? («...Никак не могла разделить увлечения Васи и, возвращая тетрадь по украинскому языку, каждый раз с укором говорила: “Вы снова понарисовали свои ужасные самолеты! Пришлось за это снизить вам оценку»»).
• Чем мог гордиться Василий среди учеников школы? («Он единственный из восьмиклассников поднимался в воздух, и Миша меня убеждал, что не каждый из десятиклассников может похвастаться тем, что ему уже разрешили самостоятельно летать на планере»).
• Каким образом Толя получил авторитет у Васьки? («И меня таки выбрали членом редколлегии. Здесь уже я постарался, чтобы газета понравилась Василию: нарисовал сверх заголовка большущий самолет, а внизу - ледокол с челюскинцами. Еще и стих написал»).
• Чем Толю поразила комната Василия? («На этажерке, на высоких основаниях, даже на шкафу - модели планеров и самолетов. Стены завешены фотографиями. На них тоже летали и прославленные летчики»).
• Почему Толя смущенно чувствовал себя в семье Васьки? («...Смущенно здороваююсь, помня о грязных ботинках. Так как мне кажется, что Василия мать на них только и смотрит»).
• Куда предложил пойти Васька другу? («Посмотришь, как летают на планерах»). Что там увидел Толя? («Собственно, это было обычное поле, на котором стоял старенький тренировочный самолет и несколько планеров. Самолет - пузатый, будто шмель, планеры же тонкие, будто осы, с узенькими длинными крыльями»).
• Почему была популярная игра в «шалабана»? («Во-первых, не нужно ни карт, ни домино, только руки и головы, а во-вторых, в ней могло принять участие неограниченное количество народа»).
• Что ощущал Толя, во время поездки «зайцем» в поезде? («...Рука в кармане, сорок семь копеек во вспотевшей ладони. ...Другим хоть бы что: разговаривают, смеются, я же каждый раз вздрагиваю, когда громыхают двери и кто-то заходит из тамбура»).
• С каким новым знакомым встретился наш герой повести в купе для «зайцев»? («И ты не сокрушайся: держись за меня - не пропадешь! ...Как будут выводить, то ты первым не иди, а старайся посредине. Как дерну за рукав - бросайся под вагон»).
• Каким образом Толя избежал посещения милиции?
• Как же был осуществлен героем произведения прыжок с вышки на парашюте?
• Почему Федька не поверил в возможность прыжка Толи на парашюте с вышки?
2.2. «Маскулинум, фемининум, нойтрум».
2.2.1. Выразительное чтение отдельных эпизодов раздела.
2.2.2. Тема: изображение Толи по отношению к Нине после продолжительных совместных занятий по немецкому языку.
2.2.3. Идея: возвеличивания искреннего чувства любви, осуждение вранья, полезности (рыжий Иван).
2.2.4. Основная мысль: каждый человек пронимается такой любовью; старается воспитать у себя черты доброты, порядочности, вежливости, доброжелательного отношения ко всему живому, что его окружает.
2.2.5. Сюжет.
В разделе две сюжетные линии:
Страницы:
1 2 3 4