x x
menu

Жизнь и творчество Марийки Пидгирянки

Поэтический венок Украины радужно украшает и разнообразный горный долинный цветок Марийки Пидгирянки, который вырос ухоженным в живописном горном селе Белые Ославы, что на Гуцульщине. Настоящее имя поэтессы и учительницы - Мария Омельяновна Ленерт-Домбровская.

Село Белые Ославы - колыбель поэтессы Марийки Пидгирянки. Здесь засветилась ее заря на голубом небе Украины, над Карпатскими горами 29 марта 1881 года. А еще ее жизненные дороги перекрещивались в тринадцати селах и местечках Прикарпатья, Закарпатья, Львовщины и Австрии, которые для нее также стали родными, ведь в этих местах она жила, растила своих детей, учила местную детвору, черпала воодушевление своего творчества.

В село Заречье, которое соседствует с Белыми Ославамы, босиком бегала к дедушке-священнику Николаю Волошину. Дед имел большую библиотеку, научил Марийку читать и писать не только на украинском, но и несколькими иностранными языками. Потом отец Омельян Ленерт достал служебное назначение в лесничество села Уторопи Косивского уезда. В Уторопах любознательная Марийка закончила начальную школу, сюда вернулась учительствовать по окончании Львовской женской учительской семинарии. В этом селе написала свое знаменитое стихотворение «Ой не нам в кандалах ходить».

На учительском вече во Львове 1904 года синеглазая Марийка запала в душу молодому учителю Августину Домбровскому. И запала на всю жизнь, с ним связала свою судьбу. Пришлось в селе Рыбном на Косивщине вместе с ним работать в школе, а затем в селе Ворона Коломийского уезда. В Рыбном родились их сыновья Остап и Роман, а в Вороне - сын Марьян и дочь Дарья.

Дальше свои коррективы вносит Первая мировая война. Августина Домбровского забирают на фронт. А молодая мать Марийка Пидгирянка попадает в специальные лагеря с тремя сыновьями и дочерью. Об ужасной жизни в австрийском лагере в местечке Гмюнд она рассказала в поэме «Мать-страдальница». Ее впервые напечатали в 1922 году в Филадельфии, а в 1929 году вышла во Львове в серии «Золотая библиотека», потом в 1984 году была напечатана в первом номере журнала «Дукля», что выходит в Чехословакии.

В 1919-1928 гг. поэтесса жила на Закарпатье. Здесь в трех селах Заричево и Порошковое Перечинского и Длинному Иршавского уезда учила детей украинской грамоте. Вместе с мужем Августином Мария Омельяновна проводила в крае большую патриотическую работу, за что чешские власти прогнали с должности учительницы. Пришлось зарабатывать на кусок хлеба, давая в Длинном частные уроки внучкам Ивана Франка Тарасу и Мирону.

На этой серебряной украинской земле М.Пидгирянка собрала наибольшую свою творческую жатву. Тогда хозяйка литературного поля была как раз в расцвете творческих сил, а жизненные круговерти давали темы для написания произведений. Она не нуждалась искать сюжеты из чьей-то судьбы - у нее своих хватало на многие книжки. В 10-30-х годах ХХ ст. во Львове и Ужгороде, Вене и Филадельфии, вышли печатью ее книжечки - «Отзвуки души», «Мать-страдальница», «Вертеп», «Святой Миколай на Пидкарпатской Руси», «Маленький Василько», «Кравчиня Маруся», «Юркова мандривка», «Зайчик и Лисичка», сотни поэзий, рассказов, басен, сказок, песен, загадок.

В духовный мир своего народа Марийка Пидгирянка входила со своими знакомыми - Иваном Трушем, Василием Стефаником, Антоном Крушельницким, Констянтиной Малицкой. Учится мастерству у Леси Украинки, Ивана Франка.

На Прикарпатье вернулась Марийка Пидгирянка в 1928 году. Сначала работала в Антоновке, а затем в Братишеви и Викнянах Тлумацкого уезда. Жизнь в родных краях понемногу налаживалась. Но весной в 1940 году произошла беда: в местечке Нижнив на базаре на поэтессу налетел напуганный конь. На годы была прикована М.Пидгирянка к кровати. Дома вышивала, понемногу писала стихотворства для своих внуков.

В 1957 году поехала доживать век свой к дочери Дарье, в село Рудное около Львова. В том селе в субботу 18 мая в 1963 г. погасла яркая заря Марийки Пидгирянки. Отсюда ее провели в последний путь на Личакивское кладбище, на вечный отдых. Могила поэтессы неподалеку от могилы Великого Каменяра.

В советское время при жизни Марийки Пидгирянки ее книги не выдавались, отдельные стихотворения появлялись лишь в журналах. Потом издательства Львова и Киева выдали маленькие сборники для детей «Бесконечные сказочки», «Грай, пчелка», «Растите больше», «Школьники идут». За последние десять лет увидели мир в издательствах Киева, Ужгорода, Коломыи, Ивано-Франковска ее книжечки «Гарний Мурко мой маленький», «Бесконечные сказочки», «Сольюсь с сердцем народа», «Край мой, родной», «Учись, маленький», «Три веночка», «Мелодии детства», «Мать-страдальница». Кто из сегодняшних дедушек и бабушек Галичины и Гуцульщини не помнит с детских лет замечательных, благозвучных стихотворений Марийки Пидгирянки, которые как будто бы из собственного сердца выплывали. Возвращение Марийки Пидгирянки - это большой подарок не очень щедрой к нашему народу судьбы, это целый сноп просветительского луча, способного усеять мир добром, заполнить пробел воспитательного процесса что издавна тревожит тех, кто искренне болеет за возрождение нашей духовности.

Работая в разных закоулках Прикарпатья, часто приезжала на каникулы к родителям, которые и дальше проживали в Уторопах. Там провела лето 1914 года и получила весть о событиях в Сербии, а затем — объявление войны между Австрией и Россией.

С того времени пролетело много десятков лет, в Черемоши утекло бесчисленное количество воды. И вот весть от учеников Уторопской школы:

«В нашем селе есть много старых людей, которые помнят Марийку Пидгирянку и ее отца. Есть и ее ученики, которые вспоминают свою учительницу как очень чуткого человека. А на том месте, где был дом лесника, теперь построен клуб и двухэтажная школа».

В родном селе Белые Ославы в декабре 1989 года была торжественно открыта художественно мемориальная доска, изготовленная Ивано-франкивским скульптором О. Железняком.

Марийка Пидгирянка (псевдоним) впервые ступила в литературный полет перед несколькими годами в «Деле», печатая там свое стихотворство «Ой не нам и не нам в кандалах ходить...». Потом появилось несколько ее стихотворств в нашем журнале и поэт замолчала на время. Теперь западом д. Константный Малицкой вышел печатью небольшой сборник песен нашей поэтессы, и мы имеем возможность: ближе присмотреться к литературному образу автора. Поэтесса — женщина народного учителя и сама учительница — необычайно скромный человек. В письме к д. Константный Малицкой она пишет о себе: «Я не думала никогда, что когда-то буду «печатна», - я самоучка, несмелый ребенок Пидгирья. Списывала, что мне старые леса рассказывали, и не знаю, поняла ли хорошо еловый язык. Начала я писать слишком рано, где-то уже в 13 или 14 лет жизни, а писала, потому что чувствовала душевную потребность вылить на бумагу те впечатления, которыми поила меня красота природы»... Поэтесса охотно читала Шевченко, Конопницку, Гайне и Лепкого и тревожится, чтоб из этой литературы не остались какие-то следы на ее произведениях. По нашему мнению, поэтесса может быть полностью спокойная — литературных займов от упомянутых поэтов нет у нее. Под воздействием Шевченко — как сама пишет — могла «будиться в ней и национальное сознание и заботливость производить свой язык»; Конопницка и Гайне научили ее строить строфы, но она не наследует никого, ее песни — это расцвет собственного, нежного сердца. Поэтесса, «несмелый ребенок Пидгирья», с особенным любопытством прислушалась к нашей человеческой песне, пристально читала «книги, писаные и переданные горами, лесами»... и только человеческая песня и природа оставили свои полезные следы на произведениях поэтессы.

Чистая, словно хрусталь, народный язык, простота, ядерность выражения, искренность — это ее главные приметы поэзий Пидгирянки. Из песен ее веет свежестью, запахом цветков, шум и тоска, наших еловых лесов. В ее песнях — даже патриотических — не встречаем пустых банальных фраз, декламации, пафоса. Она не силится свои чувства, свои мнения приукрашивать блестящими, золотистыми павлиньими перьями, не ищет по отборным словам, поэтическим картинам, не гонится за эффектами, не кокетничает ни с какими «направлениями» — она поет лишь то, что лежит у нее на сердце, что тянется к ее устам, она попросту — талант и то талант искренний, чистый, языковое золото, талант, хватающий своим лиризмом за сердце, языковая утренняя весенняя молитва жаворонка.

Творчество нашей поэтессы с гор Карпатских - то настоящая материнская энциклопедия, на которой воспитывались и воспитываются целые поколения. Одно время Максим Рыльский писал: «Марийка Пидгирянка действительно народная, искренняя, нежная, талантливая поэтесса». Действительно, как говорят в народе, что горная земля хлеба не родила, а закаляет настоящие человеческие таланты. Потому что только через нежное семейно школьное воспитание вырастает настоящий патриот своей нации. И в самом деле, поэзия нашей землячки Марийки Пидгирянки - как хрустальная вода из горного источника, который утоляет жажду детям и взрослым.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать