x x
menu

Жанровая и стилевая своеобразность романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Философско-эстетичные и моральные проблемы произведения. Черты интеллектуального романа

помочь ученикам осознать жанровую и стилевую своеобразность произведения, его проблематику; развивать навыки определять черты жанра, стиля, проблематику произведения, умение выделять ключевые эпизоды; воспитывать любовь к литературе, эстетичные вкусы. Портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: комбинированный.

Здесь соединилось все: красота и уродливость жизни, истина и вранье, иллюзия и правда, а текст насыщен яркими парадоксами, которые передают изысканно-химерический ход мыслей эстета и гедониста.

Н. Соловьева.

Ход урока

I.             Организационный момент.

II.            Мотивация учебной деятельности.

Учитель. «Здесь соединилось все: красота и уродливость жизни, истина и вранье, иллюзия и правда, а текст насыщен яркими парадоксами, которые передают изысканно-химерический ход мыслей эстета и гедониста»,- пишет о романе О. Уайльда литературовед Н. Соловьева (обращение к эпиграфу урока). Какое впечатление произвел роман на вас, какие проблемы вы в нем увидели - поговорим сегодня на уроке.

III.           Объявление темы и цели урока.

IV.           Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

♦             Опишите (устно) свои впечатления от прочитанного романа «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда.

♦             Какие эпизоды вас поразили больше всего? Почему?

2. Составление «сюжетной цепочки» произведения.

Ожидаемые ответы.

Художник Безил Холлуорд пишет портрет юного красавца Дориана Грея -> под влиянием слов лорда Генри желание Дориана, чтобы старел его портрет, а не он сам, и готовность за это отдать «все» -> осуществление желания Грея -> жизнь в наслаждении -> самоубийство Сибилы Вейн -> отображение изменений на портрете -> убийство Безила Холлорда -> путь наслаждения, разврата и деградации, влияние на других людей Дориана -> самоубийство Алана Кембела -> уничтожение портрета и смерть Дориана Грея.

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала.

1.             Словарная работа.

Учитель. Мы будем иметь дело с многими понятиями, значение которых и выясним по словарям.

Эстетизм - 1) сборное название литературно-художественных течений, которые в своих манифестах и произведениях выдвигают на первое место эстетичные программы и эстетичные особенности искусства («парнасцы», символисты, «неоклассики» и др.); 2) философская теория, которая отстаивает приоритет искусства, его художественную автономность, вечную красоту и силу.

Эстет - человек, который обращает особое внимание на эстетичные явления, строит жизнь по принципам прекрасного.

Гедонизм (в переводе с греческой - наслаждение) - философско-этическое учение, по которому наслаждение является наивысшим благом, смыслом жизни.

Гедонист - человек, который живет, стараясь получить как можно больше наслаждения от жизни.

Парадокс - соображение, которое резко отличается от традиционного, общепринятого, а иногда и противоречит здравому смыслу; иногда - разновидность остроты.

Денди - представитель высшего мира с утонченными манерами, изысканной одеждой, который обладает знаниями из искусства и других областей, популярных в светском обществе.

2.             Выступление учеников с сообщениями о возникновении замысла романа «Портрет Дориана Грея»; история написания романа.

3.             Слово учителя.

Важной художественной особенностью произведения О. Уайльда является тесная связь истории Дориана Грея с известнейшими шедеврами мировой литературы. Так, известный мотив таинственной зависимости судьбы человека от его портрета или другой вещи, которая дает ему мистическую власть над миром и, в свою очередь, делает своим рабом (О. де Бальзак « Шагреневая кожа» и др.); мотив двойного существования героя, который имеет одно - моральное - лицо для людей и совсем другое - отвратительное - для себя (проза Э. Т. А. Гофмана, Г. К. Андерсена и др.); мотив «учитель» (точнее «лжеучитель») - ученик (произведения Аристофана, Бальзака и др.).

Именно поэтому «Портрет Дориана Грея» нередко называют «литературным романом».

Но писатель идет к созданию особого типа прозы - «интеллектуального романа». Его признаками является сосредоточенность персонажей на решении религиозных, философских, эстетичных проблем, а также «цитирование», что состоит в мировом заимствовании художниками разнообразных элементов текстов других авторов, тем не менее, в отличие от обычного цитирования, они делают в них изменения, необходимые для реализации собственной художественной задачи. Это переосмысление «чужих текстов» напоминает игру. «Интеллектуальный роман» О. Уайльда весь пронизан сложной морально-этической проблематикой, а также вопросами, которые касаются культуры в широчайшем понимании этого слова: кроме литературы, здесь речь идет о музыке (Шуберт, Вагнер), живописи, ювелирном искусстве, истории костюма, садоводстве и др.

О. Уайльд является новатором и в этом: он объединяет «интеллектуальный роман» с элементами массовой литературы (детективом, «сенсационным романом», фантастикой).

Своеобразным является и стиль романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Прежде всего, это замечательный язык с безупречным синтаксисом и эквилибристикой слов. В произведении много описаний замечательных вещей, экзотика ценностей, блестящая языковая игра. Произведение поглощает читателя фейерверком мыслей, красотой афоризмов, резкими контрастами.

4. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм».

•              Определите проблематику романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея».

Ожидаемые ответы

•              Соотношение наслаждения и морали (этики и эстетики).

•              Роль и влияние красоты в жизни.

•              Роль искусства.

•              Добропорядочность и грех.

•              Добро и зло.

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.

Аналитическое комментирование

Учитель. Прокомментируйте высказывание О. Уайльда и выскажите свою мысль о том, как оно соотносится с романом «Портрет Дориана Грея»: «...Искусство - не игрушка и не прихоть, а непременная предпосылка человеческой жизни... Это наглядное воспитание морали. Научиться любить природу проще с помощью Искусства. Оно делает лучше каждый полевой цветок. И мальчуган, который видит, какой удивительно прекрасной есть птичка, иссеченная из дерева или нарисованная на полотне, возможно, не швырнет... камень в живую птицу. Нам необходимая духовность в повседневной жизни...».

VII.         Домашняя задача.

Знать содержание произведения, характеризовать его проблематику, жанровые и стилевые особенности.

VIII.        Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение:     Больше всего в романе меня поразило...

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать