x x
menu

Жанр романа-исповеди на примере произведений Мориака

Затрудненный, но все же неуклонный процесс просачивания актуальных общественных проблем в искусство виден и на созданных в 30-е годы романах Франсуа Мориака (1885-1970). Его романы («Поцелуй, дарованный прокаженному», «Пустыня любви», «Тереза Дескейру», «Конец ночи» и др.) принадлежали к очень распространенному в 20-е годы семейно-психологическому жанру со сложной и противоречивой системой мотивировок, совмещавшей реалистическую типизацию с натурализмом, опыт реализма с влиянием модернистов. Друживший с Прустом, восхищавшийся его искусством, Мориак сомневался, однако, в том, что роман Пруста свидетельствует о победе его метода, поскольку роман превращается в «клиническое исследование ревности» и все герои «однолики». Ф. Мориак - писатель-католик, что сказалось на его искусстве, выразилось в однотонности проблематики и предопределенности решений.

Однако Мориак ограничивал роль предвзятых религиозных идей в художественных произведениях и считал, что он должен рассказать правду, показать «греховные» страсти и их преодоление. Позиция Мориака преломилась в обостренном внимании к душевным коллизиям, к сложным психологическим узлам, к  «самым глубоким тайникам души».

Среди наиболее известных романов Мориака - «Клубок змей» (1932). В обычном для себя жанре семейного романа, романа-исповеди, с обычной заданностью чисто церковной идеи: душа-«низкое существо», а герой - «презренный грешник», обреченный на страдание, Мориак сумел, однако, показать социальную обусловленность и характерность целой системы взглядов героя-буржуа и буржуазной семьи. Герой тяжело болен, он торопится сказать свое последнее слово, сказать правду, разорвать привычную для него паутину лицемерия и лжи. Только теперь рн решился отступить от уклада внешне благопристойной и приличной буржуазной семьи, которая на самом деле не что иное, как «клубок змей». Мориак комментирует прошлое время временем настоящим, следствием, итогом: собрались родственники, они тоже «клубок змей», ожидающих добычи, привыкших относиться к человеку, как к «автомату, выбрасывающему десятифранковые кредитки». Такое соотношение двух планов вносит драматизм и динамику в рассказ, социально его уточняет. Рассказчик незамедлительно признается: «Я люблю деньги... мне все кажется, что я еще мало, мало накопил золота». «Клубок змей» и в его душе, а рассказывает он о том, как возник этот клубок, как человек стал «великим мастером убивать в себе всякое чувство» и «довольствоваться простейшими отношениями - теми, которые покупаются за условленную заранее цену».

В конце романа этот социально и психологически обоснованный конфликт снимается писателем - Мориак заставляет своих героев раскаяться, возлюбить друг друга, и все они оказались уже не «гадюками», а более или менее готовыми к причастию христианами, торопящимися освободиться от своих грехов. В сложную, как сама жизнь, ткань повествования врывается все упрощающая религиозная догма, звучат поучения писателя-католика.

Такая же противоречивость и в романе Мориака «Дороги в никуда» (1939). Метафизичность и догматизм исходных положений писателя (например, о том, что «жизнь большинства людей - мертвая дорога и никуда она не ведет») разбиваются влиянием живой жизни, большим искусством, воссоздающим запутанный клубок чувств и мыслей людей, изломанных обществом, где «сущность всего - деньги». Как и в романе «Клубок змей», золото отравляет героев, извращает и искажает самые естественные чувства и связи, превращает людей в «гадюк». Более определенно, чем когда-либо раньше, Мориак говорит в этой книге о необходимости «изменить лик» земли, покончить с царством золота. «Революция или бог!» - эти слова произносит один из героев романа, поэт Пьер Костадо. Костадо рассуждает о несправедливости буржуазного общества, о бедных, об эксплуатации. Но все эти думы - лишь «благие намерения», подавленные ленью, чревоугодием и спесью, которые Пьер не в состоянии одолеть. Он беспомощен, как и другие герои Мориака, прикован к своей греховной природе. Подняться над ней помогает ему лишь божья воля - поэтому романы Мориака не укрепляют надежд на совершенствование человека (а тем более общества), в отличие от.произведений Мартен дю Гара, Сент-Экзюпери, не говоря уже о Барбюсе, Арагоне, писателях-революционерах. В «темнице одиночества», в которой оказывается, по Мориаку, каждый человек, перед лицом того «никуда», к которому влекутся люди, лишь бог - спасение и утешение.

Денежные отношения, опутывающие героев Мориака как липкая и губительная паутина, приобретают в его романах видимость какого-то проклятья, одной из вечных и фатальных сил. Другая такая сила - смерть. Очень конкретное и детализированное изображение психологии, быта, семейных отношений, частной жизни в ее буржуазной характерности совмещается у Мориака с отвлеченностью и неопределенностью более широкой панорамы. Связь произведений Мориака с конкретными историческими условиями не всегда ощутима даже в 30-е годы, когда эти условия укрепляли реалистическую сторону его метода, конкретизировали обстоятельства существования героев, а иных из них привели к мысли о бунте против общества, где «сущность всего - деньги».

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать