Если попытаться построить классификацию жанровых признаков "Онегина", группируя их по преимущественной принадлежности к той или иной стороне организации произведения, то она примет следующий вид: Система жанровых признаков "Евгения Онегина" как романа в стихах основывается на динамическом равновесии двух независимых и нераздельных миров автора и героев
1) со стороны композиции: фрагментарность; законченность в форме неоконченности (неотмеченность начала и конца); "пропуски текста" (содержательные зоны молчания); взаимоосвещение стиха и прозы; "противоречие"; структурирование внетекстовых элементов (поэтизация примечаний; усвоение чужого текста);
2) со стороны сюжета, способа повествования и системы образов: внефабульность (многослойность сюжетного развертывания); переключение из плана автора в план героев и обратно (челночное движение "точки" повествования); ступенчатое построение образа автора; вне- и внутритекстовой образ читателя; взаимозаменяемость персонажей (их неадекватность самим себе, интеграция в сложное духовное единство);
"профильность" (взаимообращенность) персонажей; линейно-циклическое время и внешне-внутреннее пространство;
3) со стороны стилистики и стиха: стилистическая полифония ("сломы"); строфа как оформляющая целое расчлененность (неизменная подоснова, подчеркивающая и выравнивающая многообразие интонационно-ритмического, пространственно-событийного и психологического содержания); ирония как регулятор единства и многоплановости стиха, стиля и смысла; ироническое скольжение по другим жанрам (пародийное полупревращение или имитация).