x x
menu

Завещание живым в стихе Твардовского «Я был убит под Ржевом»

Как любят мальчики играться в войну! Эта традиционная игра воспитывает в них мужские качества: оружие надо брать к рукам лишь для защиты - себя, близких, родной земли. В 1941 году они, вчерашние мальчики, которые только представляли себе бои, увидели настоящую войну. От лица одного из них написан  стих О. Твардовского «Я был убит под Ржевом...». Строки стиха - это будто голос тех, кто погиб в первых боях с фашистами, тех солдат, которые уже некогда не возвратятся домой.

  • Я убит подо Ржевом,
  • В безымянном болоте,
  • В пятой роте, на левом,
  • При жестоком налете...

Это тихий правдивый рассказ о смерти на войне, не героической и победной, которую показывают в кино, а ту, страшную, повседневную, когда снаряд взрывается - и от человека не остается ничего.

  • И во всем этом мире
  • До конца его дней
  • Ни петлички, ни лычки
  • С гимнастерки моей...

И для Твардовского самое главное - это бессмертная душа. Даже убитый, солдат стремится победить врага, душа его спрашивает у тех, кто живой: «Я убит и не знаю,

 наш ли Ржев наконец?..» Поэт высказывает самое главное, ради чего происходит страшное событие - смертельное жертвоприношение:

  • И в мертвых, безгласных,
  • Есть отрада одна:
  • Мы за Семью пали,
  • Но она - спасена...

Этот стих - посмертная исповедь, желание осмыслить правду войны. Эту правду старается понять солдат, который уплатил за победу высочайшую цену. Солдат никому не предъявляет обвинение, никого не упрекает, так как понимает, что таких, как он, будет еще много - на каждом шаге войны.

Поскольку исповедь - это последние слова перед смертью и переходом в вечную жизнь, Твардовский в уста своего героя вкладывает самое главное - завещание, установку. Без завещания безымянный подвиг этого солдата и подвиги миллионов таких солдат теряет смысл. Гибель должна быть только ради полной Победы, ради счастья тех, кто останется жить. Поэтому герой завещает живым жить счастливо, служить Отчизне, всегда праздновать Победу и беречь память о тех, кто своей жизнью одержал эту Победу, о погибших, которые приближали ее:

  • И беречь ее праздник,
  • Братья, счастье свое
  • В память воина-брата,        
  • Что погиб за нее...   

                                                  

Перечень возможных тем

  • Исповедь, и завещание живым в стихе О. Твардовского «Я был убит под Ржевом...».
  • Трагическая правда войны в стихе О. Твардовского «Я был убит под Ржевом...».
  • Он погиб,  но  спас   Родину (за произведением  О.  Твардовского «Я был убит под Ржевом...»).
  • Бесчеловечность войны (за рассказом Г. Белля «Подорожный, когда ты придешь в Спа...»).
  • Человек и война (за рассказом М. Шолохова «Судьба человека»).
  • Человек должен всегда оставаться Человеком (за стихом Р.  Киплинга
  • «Если...»).

 9. Моральные установки настоящему человеку в стихе Р. Киплинга «Если...».

План. Человек и война (за рассказом М. Шолохова «Судьба человека»)

 1. Рассказы Шолохова, посвященные военной теме. Тема войны - ведущая в творчестве русского писателя М. Шолохова. Ей посвященные роман «Они сражались за Родину», рассказ «Наука ненависти», «Судьба человека».

Судьба водителя Андрея Соколова - главного героя произведения «Судьба, человека». Андрей Соколов теряет всех своих родных, много страданий испытает в немецком плену. Там он отказывается прийти за победу немецкой армии, чем вызывает уважение даже у своих врагов. Позднее он убегает из плена, захватив «языка».

И Судьба маленького мальчика, которому Андрей становится за отца. На одной из послевоенных дорог Андрей встречает беззащитный ребенка, у которого нет никого из родных. Это сиротство помогает Андрею забыть свою боль от потери родных и усыновить ребенка, которого нужно защищать, о котором надо заботиться.

 Рассказ «из жизни» в качестве примера человечного поступка в нечеловеческих обстоятельвах. Шолоховский рассказ учит воспитывать, взрослеть и сохранять в себе наилучшие человеческие качества - любовь к Отчизне, сочувствию к людям, мужество в затруднительных обстоятельствах, человечность.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать