x x
menu

Художественные особенности пьес Чехова

Драматургия Чехова формировалась в обстановке общественного безвременья, когда, вместе с наступившей реакцией и  крушением революционного народничества, интеллигенция в преобладающей массе оказалась в состоянии идейного бездорожья. Общественное разоружение интеллигентских масс выражалось в отказе от вопросов коренного общественного переустройства и уходе в сферу устроения личного благополучия. Общественные интересы в этой среде не поднимались выше задач  частичных улучшений путем постепенного культурничества и  нравственного самоусовершенствования.

Чехов открыл, увидел этот конфликт как постоянную принадлежность жизни людей известной ему среды. Стремясь к наиболее адекватному и наиболее ощутимому выражению этого  конфликта, Чехов не мог опереться на прежние формы драматургии и создает новые. Не события, не исключительно сложившиеся обстоятельства, а обычное повседневное бытовое состояние человека внутренне конфликтно - вот эта мысль и дала то  иное, что определяет и составляет в основном главную новизну  чеховской драматургии. Эта мысль присутствует и в «Лешем», и  в «Чайке», и в «Дяде Ване», и в «Трех сестрах». В перспективе  той же мысли создавался и «Вишневый сад».  Те же условия русской действительности 80-90-х годов явились источником и другой важной жизненной черты, вошедшей  в творческое внимание Чехова и во многом определившей специфику его драматургии. Как известно, в эпоху общественного  затишья и реакции естественное обострение получает тема одиночества.

В то время как в периоды общественного подъема из  узкого круга личных интересов человек находит выход в сфере  общественных задач, объединяющих его с другими окружающими людьми, в обстановке общественного упадка человек оказывается предоставленным самому себе и не находит опоры для  преодоления внутренней личной неустроенности. Отсутствие объединяющего общественного воодушевления лишает людей общего поля для совместных увлекающихся усилий и создает особую сосредоточенность на узкой индивидуально-интимной жизни. Отсюда и выступает в такие эпохи особенно заметно чувство  одиночества, жизненной незащищенности и бессилия. Одной из существенных особенностей пьес Чехова является  множественность перекрещивающихся и сплетающихся драматических линий. Почти каждый персонаж в пьесах Чехова имеет свою  драму и, общаясь с людьми, ощущает себя среди них одиноким. В  «Вишневом саде» эта сторона лишь наиболее заострена в силу специфики той проблематики, какая присуща этой пьесе.  Традиция прежних пьес Чехова в «Вишневом саде» присутствует не как механическое наложение и случайное совмещение  несовместимого, а как результат общности основных убеждений, в каких осмысливалась жизнь Чеховым прежде и теперь.  Новые явления действительности, отраженные в «Вишневом  саде», воспринимались и осмысливались Чеховым в перспективе тех же обобщающих понятий и с точки зрения тех же ожиданий, какие ему были свойственны и раньше.  Научить людей тому, как, какими путями жизнь должна быть  перестроена, чтобы сделаться «прекрасной, изумительной», Чехов не мог.

Однако это вовсе не означает, что Чехов не имел определенного взгляда на жизнь.  «Его упрекали, - писал Горький, - в отсутствии миросозерцания. Нелепый упрек! Миросозерцание в широком смысле  слова есть нечто необходимо свойственное человеку, потому что  оно есть личное представление человека о мире и о своей роли в  нем...» «У Чехова есть нечто большее, чем миросозерцание, -  он овладел своим представлением жизни и, таким образом, стал  выше ее. Он освещает ее скуку, ее стремления, весь ее хаос с  высшей точки зрения». 

Постоянный защитник всего, что в человеке есть чистого,  светлого и бескорыстно доброго, Чехов видел, как в условиях  его времени, среди грубого деспотизма в нравах, в обстановке  социальной несправедливости, обывательской тупости, низкопоклонства, мещанской ограниченности и жадности, вянет нежность, гибнет любовь, тускнеют порывы к красоте и простору,  останавливается веселость и грубо уродуются отношения даже  между близкими людьми.  И в творчестве Чехова всегда настойчиво и непрерывно звучит «грустный, но тяжелый и меткий упрек людям за их неумение жить» (Горький).  Видя серую и унылую жизнь, Чехов стремился будить беспокойную жажду новой прекрасной жизни и не уставал говорить своим читателям, что «человеку нужна такая жизнь, и если  ее нет пока, то он должен предчувствовать ее, ждать, мечтать,  готовиться к ней» (слова Вершинина в «Трех сестрах»). В этом  состоит основной пафос творчества Чехова. В этом же направлении «Вишневый сад» осуществлял свои особые целостно представленные задачи.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать