x x
menu

Художественно-стилевые направления и течения в литературе

К тому или иному литературному направлению принадлежат писатели, которые имеют общие принципы художественного изображения, эстетичные идеалы и вкусы (т.е. общий художественный метод). Виднейшими в истории литературы нового времени литературными направлениями и вместе с тем художественными методами (и стилями) являются барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм, модернизм, постмодернизм и т.п.

Отдельно нужно сказать о соцреализме, модернизме и постмодерне, как методах, которые использовались литературой.

Модернизм.

Общее название совокупности литературных тенденций нереалистичного характера на границе ХІХ-ХХ ст. Главные признаки:

•   преимущество интуитивного, иррационального начала над логически-рациональным;

•          высочество таланта и искусства;

•          главным знанием считалась не наука, а поэзия, красота, которая способна проникать в глубины бытия;

•          освобождение искусства от практических целей («искусство для искусства») и от жестких канонов.

Модернизм возник во Франции, связанный с именами Ш. Бодлера, А. Рембо, П. Верлена, Э. Верхарна, Г. Метерлинка, В. Брюсова, А. Блока, Р.-Г. Рильке. В украинской литературе модернизм приобрел специфические черты, став, прежде всего, движением к новейшим европейским течениям. Украинские модернисты: поэты «Молодой музы» (П. Карманский, В. Пачовский, О. Луцкий), «Украинского дома» (Н. Вороной, А. Олесь, Г. Евшан, Г. Чупринка).

Модернизму присущи конструктивность, вера в прогресс и гуманистические идеалы, чем он принципиально отличается от постмодернизма. В пределах модернизма выделяют такие литературные течения: символизм, импрессионизм, экспрессионизм, футуризм, авангардизм (некоторые ученые считают авангардизм частным явлением из-за его деструктивной направленности), сюрреализм, неоромантизм.

Символизм.

Направление в искусстве, ответвление модернизма. Возник во Франции в 70-х гг. ХІХ ст. (С. Малларме, А. Рембо, П. Верлен). Основные черты: для символистов искусство не отображение жизни (как для реализма), а «медиум», посредник между этим миром и высшим иррациональным, доступным лишь на уровне интуиции, через намек и символ. Соответственно в произведении за внешним конкретным содержанием должно прятаться другое, тайное. Объект искусства - символ, который ассоциируется с другими, высшими сферами. «Другой» мир может быть открыт через искусство поэзии и музыки, отсюда старания внести в писательство «дух музыки». Литература, по мнению символистов, является не функционером, а самоценным проявлением прекрасного, т.е. эстетичная функция ставилась на первое место.

В украинской литературе символизм появился в начале ХХ ст. Полностью раскрыться не смог через неблагоприятные исторические условия, тем не менее, его черты видим в поэзии представителей «Молодой музы» (В. Бирчак, П. Карманский, Б. Лепкий, О. Луцкий, В. Пачовский, С. Чернецкий) и «Украинского дома» (А. Олесь, Н. Вороной, Г. Евшан, Г. Чупринка), после революции - «Музагет» (П. Тычина, Д. Загул, Г. Терещенко, О. Слисаренко, Я. Савченко, В. Кобылянский), последней «вспышкой» считается творчество группы «Митуса» (Р. Купчинский, В. Бобринский, О. Бабник, Ю.Шкрумеляк).

Импрессионизм.

Направление в искусстве, ответвление модернизма. Задача импрессионизма - передать мир таким, каким его ощущает автор, воссоздать непостоянные ощущения и переживания. Первоначально возник в живописи (название - от картины К. Моне «Импрессия. Восход солнца»), в литературе четкой поэтики не выработал, приближаясь то к натурализму или реализму (в прозе), то к символизму (в поэзии). Основные черты: отрывистое, фрагментарное субъективное описание, богатая цвето- и звукопись, передача разных внутренних состояний автора.

Представители: братья Гонкуры, А. Доде, Ги де Мопассан, С. Цвейг. В украинской литературе элементы импрессионизма наблюдаем у М. Коцюбинского, Г. Михайличенко, Н. Волнового.

Экспрессионизм.

Направление в искусстве, ответвление модернизма. Также считается течением авангардизма. Противостоит реализму и импрессионизму. Главной задачей экспрессионизма являются отображения максимализированного авторского переживания через напряжение переживаний и эмоций. Для экспрессионизма характерны: обостренная «нервная» эмоциональность, иррациональность, гиперболичность, гротеск, фрагментарность письма, одноцветность или противопоставление красок. Часто в творчестве экспрессионистов объединяются внешне противоположные явления: будничность и космичность, вульгарность и пафос, пацифизм и революционность. Представители: Г. Тракль, Б. Брехт, М. Брод. В украинской литературе - В. Стефаник (отдельные черты), Ю. Клен, Н. Волновой, П. Кулиш.

Футуризм.

Одно из направлений авангардизма начала ХХ столетия, ответвление модернизма. Главные признаки: деструктивная направленность относительно классических художественных образцов, урбанизм (изображение и эстетизация города как главного места событий), эпатажность, стремление создать искусство будущего (отсюда и название). Футуристы старались абсолютно обновить искусство на всех уровнях - вплоть до словообразования, объединение писательства с живописью и кино.

Первым теоретиком футуризма был итальянец Т. Маринетти. В России его представляли И. Северянин, В. Хлебников, В. Маяковский, в украинской литературе - Г. Семенко, Г. Шкурупий. Выполнив прогрессивную на определенном этапе деструктивную роль, футуризм, как и вообще авангардизм, отошел в прошлое. Определенные черты футуризма прослеживаются у неоавангардистов конца 80-х - начала 90-х гг. ХХ ст., в частности группы «Красная фира».

Авангардизм.

Объединение течений в искусстве, которые возникают в кризисные периоды, когда определенное направление или стиль уже исчерпали себя, а созданные им «канонические образцы» превратились в клише. Авангардизм возражает и разоблачает их путем высмеивания, пародирования, гротескового объединения. Главная функция авангардизма - деструктивная, его цель - «очищение пути» для нового, что должно прийти в искусство. Авангардизм не является конструктивным, не способный на создание собственных ценностей. Поэтому он возникает «волнами», со временем, выполнив свою миссию, исчезает. С точки зрения истории литературы авангардизм ХХ столетия считают одним из ответвлений модернизма. Его черты видим у кубистов, экспрессионистов, дадаистов.

В украинской литературе ХХ столетия авангардизм возникал дважды: в 20-х годах, когда возникла потребность обновления народнической литературы (связан с именами поэтов-футуристов М. Семенко, Г. Шкурупия) и в конце 80-х - в начале 90-х (неоавангардизм), разоблачив искусственные и изжитые аспекты литературы соцреализма (группы « Бу-Ба-Бу»,»Лугосад», «Новая дегенерация»).

Неоромантизм.

Стилевое течение модернизма в украинской литературе начала ХХ ст. Леся Украинка называла его «новоромантизмом». В отличие от классического романтизма, который провозглашал разрыв между действительностью и идеалом, неоромантизм считал возможным их объединение благодаря силе воли человека, его стремления к воплощению мечты, осуществления невозможного. В украинской литературе неоромантизм проявился в драматургии Леси Украинки, творчестве художников «расстрелянного возрождения» (О. Влизько, М. Йогансен, Ю. Яновский) и «пражской школы» (О. Ольжич, Е. Телига), в романе «Тигроловы» И. Багряного. В зарубежной литературе он проявляется в произведениях Р. Киплинга, Р.-Л. Стивенсона, Г. Ибсена, Э.-Л. Войнич, Дж. Лондона, К. Гамсуна, Н. Гумилева.

Соцреализм.

Социалистический реализм. Псевдохудожественный метод, провозглашенный единственно возможным и самым совершенным в советской литературе, по сути - набор жестких догм и шаблонов. Определяющими для него были внелитературные и вне эстетичные принципы: партийность (высказывание в произведении позиции Компартии как единственно возможной идеи), искаженные понятия народностей и интернационализма, крайняя заангажированность.

Понятие прекрасного могло применяться только для прославления советского порядка и его мистифицированных, реально не существующих героев (Павлик Морозов, Александр Матросов), безобразное - в изображении всех представителей других общественных устройств и врагов порядка.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать