x x
menu

Характеристика русской литературы XVIII века (первый и второй периоды)

Актуализация знаний

К 9 классу школьники уже довольно много знают о литературе этого времени. Начиная новый цикл уроков, мы предлагаем обратиться к читательскому опыту учеников, вспомнить то, что они знают, и соотнести эти сведения с культурно-историческим контекстом.

Начертим горизонтальную ленту времени. Наверху отметим исторические даты, внизу — явления литературной жизни и посмотрим, как они соотносятся.

1682—1725— правление Петра I — Петра Великого.

1700—1721 — Северная война.

1703 — основание Санкт-Петербурга.

— провозглашение России империей.

— издание Табели о рангах.

1725 — учреждение Академии наук.

1730—1740— правление Анны Иоанновны.

1741—1761 — правление Елизаветы Петровны.

1755 — учреждение Московского университета.

1757 — учреждение Академии художеств.

1762—1796— правление Екатерины II.

1762 — выпуск Манифеста о вольности дворянства.

1773—1775— восстание под предводительством Е. И. Пугачева.

1790 — взятие Измаила.

1796—1801 — правление Павла I.

1799 — итальянский и швейцарский походы А. В. Суворова.

— Каких авторов этого века вы помните? Какие произведения вы изучали?

Важно, чтобы ученики активно подключали резервы памяти, называли и цитировали стихотворения, факты биографии. Обращение к уже изученному материалу, который остался в памяти, как бы приближает учеников к изучаемому периоду. Мы расставляем вехи, которые помогут ориентироваться в пространстве собственных знаний. Понимание того, что они уже достаточно много знают, радует учеников и помогает им легче воспринимать новую информацию.

М. В. Ломоносов (1711—1765): Басня «Случились вместе два астронома в пиру...» (5 класс), надпись «К статуе Петра Великого», отрывок из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ученики получили начальные представления об оде, о теории «трёх штилей», об отличии силлабо-тонического стиха от силлабического (7 класс), знакомились со страницами биографии Ломоносова.

Какие факты биографии Ломоносова запомнились вам больше всего? В области каких наук ученый сделал свои открытия?

Что такое теория «трёх штилей»? Чем характеризуется каждый «штиль»?

Какие особенности имеет жанр оды?

Вспомните и прочитайте наизусть отрывок из оды, начинающийся словами «О вы, которых ожидает...». Кому посвящена ода? Кому посвящен этот отрывок?

Как отзывался Ломоносов о русском языке?

— Вспомним такое высказывание Ломоносова:

«Красота, великолепие, сила и богатство российского

языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинения наши предки не знали, но и о том едва ли и думали, что оные есть или могут быть». Как вы его понимаете?

Отметим время наиболее активного творчества Ломоносова на нашей ленте времени.

Г. Р. Державин (1743—1816): Стихотворения «Признание», «На птичку», «Река времен в своем стрем-леньи...» (7 класс). Ученики знакомились со страницами биографии Державина.

Н. М. Карамзин (1766—1826): «Наталья, боярская дочь» (8 класс), понятие о сентиментализме, создание «Истории государства Российского».

И. А. Крылов (1769—1844): Басни, факты биографии.

Как видим, ученикам известно не так уж и мало. Задача 9 класса — привести эти знания в систему, дать новую информацию и побудить учеников к творческому поиску.

Возможно, ученики вспомнят еще одного писателяВасилия Кирилловича Тредиаковского (1703—1768)

автора работы «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735), в которой он сформулировал принципы русского силлабо-тонического стихосложения, автора поэмы «Телемахида» (1766).

— Отметим годы творчества известных нам писателей на ленте времени. Какие закономерности мы можем заметить на нашей пока еще неполной схеме? Как вы думаете, с чем они связаны?

Ученики высказывают свои догадки. Если кто-то из учеников интересуется архитектурой и знаком с архитектурными стилями, привлечем эти знания к работе над нашей темой. Первая четверть века — барокко, середина века — господство классицизма, конец века — создание архитектурных ансамблей в стиле позднего классицизма (ампир).

После того как ученики полностью высказались, слово берет учитель и восполняет пробелы на схеме. Ученики фиксируют в тетради главные мысли, учатся конспектировать лекционный материал. Внимательно следим за реакцией класса, стремимся к тому, чтобы новый и уже знакомый материал были прочно «увязаны». Если видим, что класс чего-то не понял, задаем дополнительные вопросы. Если вопросы появляются у учеников, рекомендуем им отмечать эти вопросы на полях и задавать после окончания сообщения учителя.

Слово учителя

Итак, изучая древнерусскую литературу, мы дошли с вами до XVII века. «Бунташный век» — время, когда меняется мировоззрение людей, идут на спад апокалиптические ожидания, старые литературные формы распадаются и заменяются новыми. Мы помним, что в это время развивается сатира и бытовая повесть. При дворе Алексея Михайловича открывается первый в России театр.

В 1664 году в Москву переезжает Симеон Полоцкий, белорус по происхождению, закончивший Киево-Могилян-скую коллегию и Виленскую иезуитскую академию. Он принимает монашество в Полоцком Богоявленском монастыре и становится учителем «братской» школы при этом монастыре. Царь покровительствует ученому монаху, который направляет свои творческие силы на службу интересам зарождавшегося русского абсолютизма.

Симеон Полоцкий прекрасно знал латинский, польский, украинский, белорусский языки, а также «семь свободных наук», которые преподавались в западных университетах: Тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и Квадривиум (арифметика, геометрия, астрология, музыка). При дворе его называли мудрейшим «философом»,

«витией» и «пиитом». Он принимал участие в делах государственной важности, например в церковном соборе, осудившем и патриарха Никона, и протопопа Аввакума; ему было поручено воспитание и образование царских детей. Он же экзаменовал на роль наставника юного Петра дьяка Никиту Зотова.

— Какой поэт XIX века продолжил традицию Симеона

Полоцкого и стал воспитателем царских детей?

Огромную роль в подготовке образованных людей допетровского времени играла открытая Симеоном Полоцким первая в России школа нового типа, где будущих дипломатов обучали латинскому языку и другим наукам. Он разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая будет открыта стараниями его учеников уже после его смерти. Именно в этой академии начнет учиться пришедший с рыбным обозом в Москву Михайло Ломоносов.

Достижение Симеона Полоцкого в литературе — СиллаБическое стихотворство.

— Вспомните, чем отличается силлабическое стихо Сложение от силлабо-тонического.

В 1680 году Симеон Полоцкий впервые в русской поэзии переложил стихами одну из библейских книг — Псалтырь. «Псалтырь рифмованная» была напечатана, и через пять лет — впервые в России — поэтическое произведение было положено на музыку дьяком Василием Титовым. Это было первое смелое обращение светского поэта к «Боговдохновенному» тексту. Обращение к Псалтыри стало традицией русской поэзии. М. В. Ломоносов называл «Псалтырь рифмованную» (вместе с «Арифметикой» Магницкого и «Грамматикой» Смотрицкого) «вратами своей учености».

Нельзя не упомянуть еще один факт, игравший важнейшую роль в распространении просвещения на Руси. Со времен Ивана Федорова в России существовала единственная государственная типография — Печатный двор, которая находилась под контролем патриарха и издавала богослужебные книги. В 1678 году в Кремле («в Верху») Симеон Полоцкий, пользуясь покровительством царя, открывает первую типографию, свободную от церковной цензуры, где издает свои сочинения и сочинения других авторов, богато украшенные иллюстрациями придворных художников. Симеон Полоцкий считает своей главной задачей воспитание и просвещение общества, и одна из первых книг этой типографии — «Букварь языка сла-венска».

Симеон Полоцкий — первый русский поэт — и его ученики (Сильвестр Медведев) осуществляли синтез веры и культуры, способствовали уменьшению противостояния

светской и духовной культуры, готовили почву для проведения Петровских реформ.

Интересен и такой факт: Сильвестр Медведев стал первым называть русских Россами. В стихотворном прошении об открытии Славяно-греко-латинской академии, адресованном царевне Софье Алексеевне, Медведев убеждает ее «свет наук явити» и «россов просвещати».

— В каком известном вам стихотворении Ломоносов называет русских Россами?

Вспоминаем надпись «К статуе Петра Великого»: «Ели-савета здесь воздвигла зрак Петров / К утехе россов всех...»

Развитие литературы XVIII века в России можно разделить на четыре периода.

Первый периодлитература Петровского времени, которая носит переходный характер от литературы по преимуществу религиозной к литературе светской. Для нее характерны языковая пестрота, варваризмы, старославянизмы. Литературная жизнь носит отпечаток прагматичности. Начинают издаваться газеты («Ведомости»), произносятся речи, пишутся политические трактаты и учебники, вновь появляется драматургия. Развивается жанр повести, преимущественно авантюрно-бытовой.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать