x x
menu

Второстепенные персонажи, дополняющие в пьесе образ тьмы

«Гроза» есть, без  сомнения, самое решительное произведение Островского;   взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней  до самых трагических последствий; и при всем том большая часть  читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она   производит впечатление менее тяжкое и грустное, нежели другие пьесы  Островского (не говоря, разумеется, о его этюдах чисто   комического характера). В «Грозе» есть даже что-то освежающее и   ободряющее. Это «что-то» и есть, по нашему мнению, фон пьесы,  указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец  самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на  этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая   открывается нам в самой ее гибели. 

Дело в том, что характер Катерины, как он исполнен в   «Грозе», составляет шаг вперед не только в драматической   деятельности Островского, но и во всей нашей литературе. Он   соответствует новой фазе нашей народной жизни, он давно требовал  своего осуществления в литературе, около него вертелись наши  лучшие писатели; но они умели только понять его надобность и  не могли уразуметь и почувствовать его сущности; это сумел  сделать Островский.

Решительный, цельный русский характер, действующий в  среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском  типе, и это не лишено своего серьезного значения. Известно,  что крайности отражаются крайностями и что самый сильный  протест бывает тот, который поднимается наконец из груди   самых слабых и терпеливых. Поприще, на котором Островский  наблюдает и показывает нам русскую жизнь, не касается   отношений чисто общественных и государственных, а   ограничивается семейством; в семействе же кто более всего выдерживает на  себе весь гнет самодурства, как не женщина?

И, в то же  время, кто менее ее имеет возможности высказать свой ропот,  отказаться от исполнения того, что ей противно? Слуги и   приказчики связаны только материально, людским образом; они  могут оставить самодура тотчас, как только найдут себе другое  место. Жена, по господствующим понятиям, связана с ним   неразрывно, духовно, посредством таинства; что бы муж ни делал,  она должна ему повиноваться и разделять с ним его   бессмысленную жизнь. Да если б, наконец, она и могла уйти, то куда  она денется, за что примется? Кудряш говорит: «Я нужен   Дикому, поэтому я не боюсь его и вольничать ему над собою не дам». 

Легко человеку, который пришел к сознанию того, что он   действительно нужен для других; но женщина, жена? К чему нужна  она? Не сама ли она, напротив, все берет от мужа? Муж ей дает  жилище, поит, кормит, одевает, защищает ее, дает ей   положение в обществе... Не считается ли она, обыкновенно,   обременением для мужчины? Не говорят ли благоразумные люди,   удерживая молодых людей от женитьбы: «Жена-то ведь не лапоть, с  ноги не сбросишь!» И в общем мнении самая главная разница  жены от лаптя в том и состоит, что она приносит с собою целую  обузу забот, от которых муж не может избавиться, тогда как   лапоть дает только удобство, а если неудобен будет, то легко   может быть сброшен... Находясь в подобном положении,   женщина, разумеется, должна позабыть, что и она такой же человек, с  такими же самыми правами, как и мужчина.

 Ясно из этого, что если уж женщина захочет высвободиться  из подобного положения, то ее дело будет серьезно и   решительно. Какому-нибудь Кудряшу ничего не стоит поругаться с   Диким: оба они нужны друг другу, и, стало быть, со стороны   Кудряша не нужно особенного героизма для предъявления своих  требований. Зато его выходка и не поведет ни к чему   серьезному: поругается он, Дикой погрозит отдать его в солдаты, да не  отдаст; Кудряш будет доволен тем, что огрызся, а дела опять  пойдут по-прежнему. Не то с женщиной: она должна иметь много  силы характера уже и для того, чтобы заявить свое   недовольство, свои требования. При первой же попытке ей дадут   почувствовать, что она ничто, что ее раздавить могут.

Она знает, что это  действительно так, и должна смириться; иначе над ней   исполнят угрозу - прибьют, запрут, оставят на покаяние, на хлебе и  воде, лишат света дневного, испытают все домашние   исправительные средства доброго старого времени и приведут-таки к  покорности. Женщина, которая хочет идти до конца в своем  восстании против угнетения и произвола старших в русской   семье, должна быть исполнена героического самоотвержения,   должна на все решиться и ко всему быть готова. Каким образом   может она выдержать себя? Где взять ей столько характера?

На это  только и можно отвечать тем, что естественных стремлений   человеческой природы совсем уничтожить нельзя. Можно их   наклонять в сторону, давить, сжимать, но все это только до   известной степени. Торжество ложных положений показывает только,  до какой степени может доходить упругость человеческой   натуры; но чем положение неестественнее, тем ближе и   необходимее выход из него. И, значит, уж оно очень неестественно,   когда его не выдерживают даже самые гибкие натуры, наиболее  подчинявшиеся влиянию силы, производившей такие   положения.

То же самое надо сказать и о слабой женщине,   решающейся на борьбу за свои права: дело дошло до того, что ей уже  невозможно дальше выдерживать свое унижение, вот она и рвется  из него уже не по соображению того, что лучше и что хуже, а  только по инстинктивному стремлению к тому, что выносимо и  возможно. Натура заменяет здесь и соображения рассудка, и  требования чувства и воображения: все это сливается в общем  чувстве организма, требующего себе воздуха, пищи, свободы.  Здесь-то и заключается тайна цельности характеров,   появляющихся в обстоятельствах, подобных тем, какие мы видели в   «Грозе» в обстановке, окружающей Катерину.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать