x x
menu

Восхваление человеческого ума, изобретательности и любознательности в оскорблении Одиссея

Цель: Учить находить в тексте примеры изобретательности, любознательности, ума главного героя; характеризовать литературный персонаж; ориентироваться в событиях поэмы Гомера; ознакомить с понятиями Гекзаметр, эпическая поэма; Развивать привычки работы с текстом, связная речь; воспитывать стремление быть находчивым, любознательным, последовательным.

Оборудование: Кроссворд, схемы, текст поэзии Э. Межелайтиса «У каждого из нас своя Итака».

ХОД УРОКА

- Сегодня мы выясним, отвечает ли этому идеалу оскорблений главного героя поэмы «Одиссея».

ІІІ. Обобщение и систематизация знаний

Составление устной характеристики героя

• Что вы знаете о происхождении и социальном положении Одиссея?

(Одиссей - сын Лаерта, царь Итаки. Имеет жену Пенелопу и сына То-Лемаха. Он опытный воин, «городоборец», один из ахейських предводителей в Троянской войне. После войны он 10 лет мыкается миром,, стремясь возвратить домой.)

• как можно оценить внешность и физический залог героя? (Выглядит как обычный человек, физически сильный, выносливый)

• какие черты характера присущие Одиссея? (Гомер относительно своего героя чаще всего использует эпитет Хитроумный, что метко характеризует Одиссея. Он умный, сообразительный и... хитрый. Эти черты оказались и в эпизоде с троянским конем, и во время пребывания у циклопа, в Цирцеи (Киркеи). Благодаря своему уму, наблюдательности герой спасает себя и своих друзей - обнаруживает ответственность за их судьбу.

Одиссей решительный, зажигательный, но может правильно оценить обстановку и сдержать себя. Он способен признавать свои ошибки. Одиссей - любящий мужчина и отец.

Но он - не идеальный человек. Часто герой бывает тщеславным, коварным к врагам, насмешливым, нерассудительным и не всегда прислушается к советам своих спутников.)

• как относятся к герою другие персонажи? (Одиссей пользуется за

служеным уважением благодаря патриотизму, смелости и ума. Он -

Предводитель, и спутники возлагают большие надежды относительно победы и спасения именно на него.)

Выводы

• швейцарский ученый Андре Боннар считает, что «...Одиссей, хотя и верит у своих богов, но знает, что они могут быть такими же коварными, как и милостивыми, затем полагается, в первую очередь, на самого себя... Одиссей - кузнец своего счастья, у него ум ловкого мастера, рабочего».

• В справочнике из античной литературы мы прочитаем: «Одіссей - образ человека того периода в истории Старинной Греции, когда греки воевали, открывали новые земли, колонизировали их. При таких условиях, бесспорно, человек должна была не только мастерски владеть оружием, но и быть осмотрительной и рассудительной. Одиссей воплощает также идею вечной тоски по Родине, которая поднимает гомеровский эпос на уровень высокого гуманизма».

• Отвечает ли Одиссей идеала давних греков? (Одиссей мужественный и умеренный, очень умный, но не всегда осмотрительный, справедливый, иногда тщеславный. В целом оскорблений Одиссея отвечает идеалу давних греков, хотя он имеет не только положительные черты.)

IV. Усвоение литературоведческих сроков

1. теория и практика: гекзаметр

- Вы уже заметили, что читать поэмы Гомера не просто: они написаны особым стихотворным размером, который в наше время используется не часто.

Название этого размера - гекзаметр. В чем же его особенности?

Гекзаметр — Это шестистопный дактиль.

Дактиль — Это трехсложная стопа с ударением на 1-му слоге. (Где слог)

Попробуем это проверить на строках из поэмы «Илиада». Запишем знаменитые первые строки и поставим ударение в словах:

Гнев воспой, о богине, Ахилла, сына Палея Пагубный гнев, что бедствия археям много натворил.

Сосчитаем, через сколько слогов повторяется ударение (через 2 слога), и выделим стопы (они есть неидентичные для слов).

Стопа

(Посреди строк отмеченная цезура — пауза.) Осталось сосчитать количество стоп в строке: их 6. Таким образом, мы убедились, что поэма «Илиада» написана шестистопным дактилем, т. е. гекзаметром.

2. жанр «Илиады» и «одиссеи»

Эпическая поэма — Повествовательная поэзия, родившаяся в давность как форма изображения героических поступков определенного персонажа, важных событий в жизни народа.

Поэтический эпитет — В фольклоре постоянное образное поэтическое определение предмета или явления (ясные звезды, сырая земля; быстроногий Ахилл, шоломозаревный Гектор).

V. Дополнительная задача

1. Выразительное чтение подготовленным учеником отрывка из рассказа К. Паустовского «Умолкнувший звук»

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи. Старца большого тень слышу смущенной душою.

Я Начал вслух повторят тот же пушкинский гекзаметр, что читала девочка, шумели равномерные волны — с моря катилась мертвая зыбь,— и первая строка стихов неожиданно слилась с размером волн.

Пока я говорил: “Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи”, волна успела набежать на берег, остановиться и отхлынуть. И Вторая пушкинская строка: “Старца большого тень слышу смущенной душой”,— с такой же легкостью вошла в размер второй волны.

По законам гекзаметра в средине сроки надо было делать небольшую паузу - “цезуру” - и только после этого произносить конец сроки.

Я Снова повторил первую срока. Пока я говорил: “Слышу умолкнувший звук”, волна набежала на берег. После этих слов я остановился, выдержал цезуру, и волна тоже остановилась, докатившись к небольшом вале из гравия. Когда же я говорил конец сроки: “божественной эллинской лиры", то мой голос смещался с шорохом уходящей волны, не опередив его и не отстав ни на мгновенье.

Я Сел на песке, пораженный тем, что мне сейчас открылось в шуме волн. Надо было проверить эту удивительную, как мне показалось, случайность на более сложном гекзаметре.

Я Вспомнил стихи Мея в златокудром Фебе и прочел их, дождавшись, начала волн:

Феб утомленный закинул ( пауза-цезура) Свой щит златокованый за море...

Одна волна ушла, и здесь же подошла вторая:

И разлилась на мраморе ( пауза-цезура) Вешним румянцем заря...

Снова гекзаметр повторил размеры волн.

Я еще ничего не понимал. Было ясно одно: протяженность звучащей волны совпадала с протяженностью сроки гекзаметра. Я угадывал в этом какую-это тайну, хотя и уверял себя, что это не больше, чем совпадение ритма волн и стихов.

... Гомер создал гекзаметр.

И вдруг мне стало ясно, что слепой Гомер, сидя у моря, слагал стихи, подчиняя их размеренному шума прибоя. Самым веским доказательством, что это было так, служила цезура посреди сроки. По существу она была не нужна. Гомер ввел ее, точно следуя тот остановке, которую волна делает на половине своего наката.

Гомер взял гекзаметр у моря. Вон воспел осадка Трои и поход Одиссея торжественным напевом невидимого ему морского пространства.

Голос моря вошел в поэзию плавными подъемами и падениями,- голос того моря, что гнало, шумя и сверкая, веселые волны к ногам слепого рапсода.

(Паустовский К. П. Умолкнувший звук // К. П. Паустовский. Избранное.— М., 1962.— С. 194; 197.)

2. Выразительное чтение учителем или учеником отрывка из «Книги о книге» со Львова.

Интересно узнать, как гомеровский эпос читал известный исследователь античной литературы русский профессор Сергей Иванович Радциг. Обратимся к воспоминаниям одного из его студентов: «лекция приближалась к завершению. Из рук у руки плывет записка. Сергей Иванович разворачивает ее и читает вслух: «если можно, прочитайте, пожалуйста, начало “Илиады” по-гречески».

Сергей Иванович примется горячим румянцем и говорит:

- Друзья мои, если вы, в самом деле, хотите услышать, как звучала «Іліада», когда она была составлена, припомните, что в Давней Греции стихи не декламировали, а пели. И, извините мне, я буду петь.

За окнами аудитории шумов ветер московской осени, в Сокольницкой дубраве, которая подступала в наш институт, облетали клены и березы, а седой маленький дедушка, стоя перед доской, на которой только что писал имена героев Гомера, раскачиваясь, пел на древнегрецком начальные строфы «Илиады». Пел слабым высоким голосом. Пел, не боясь выдаться смешным. Он был уверен, что тысячелетие тома «Илиаду» выполняли именно так. И это было совсем не смешно, это было прекрасно!

Потом он остановился и смущенно сказал:

— Вот приблизительно так...

И тогда к нему поплыла по аудитории другая записка. Он снова развернул ее и едва слышно прочитал:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи; Старца большого тень слышу смущенной душой.

Так пушкинским дистихом в честь Гнедича - переводчика « Илиады» - кто-то из нас выражал благодарность профессору.

VI. Итоги урока

— А в завершение хочу прочитать вам стих украинского поэта

Николая Ненастья «Гомер».

ГОМЕР

Безжалостное время все сводит на нет, І что вы, люди, знаете о мне? Разве лишь то, что я, слепой певец, Познал, как Бог, озарение вдохновенное.

Где родился я - никто не знает, Семь древних городов на то претендовали. И поднялась забвение стена, І залегли столетие, будто завалы.

Моих рек размытые берега, Похороненные давно руины Трои. Но жили и живут, словно боги, Ахилл и Одиссей - мои герои.

Мой эпос, как божественный чертог, Поднялся над прошлыми возрастами, І я живу с античными богами, Уже и сам полулегенда, полубог.

VII. Домашнее задание

Написать произведение-миниатюру за впечатлениями от поэзии Э. Межелайтиса «У каждого из нас своя Итака»; подготовиться к тематической аттестации: выучить сроки из теории литературы.

  • …В каждого ведь есть своя Итака... Мы чувствуем слезами отчий дом, локтями - стены, пыль - ногой... итак, я О том, что этот уголок - один.
  •  Мы зяблику в кормушку кинем крошки.
  • Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать