x x
menu

Восприятие нового облика Родины в лирике Есенина

Наиболее отчетливо черты новой Руси проступают в стихотворении «Возвращение на родину».  Вспомним, какой отражалась Русь в дореволюционном творчестве Есенина. Это - край «пустырь», «полевая глухомань»,  «горевая полоса», солончаковая тоска». «Воют волки в тощих  полях», «сохнет рожь и не всходят овсы», «потонула деревня в  ухабинах», «избы забоченились», «чахнет старая церквушка», «по  дорогам идут богомолки», «дремучую песню поют рыбаки». «Ой,  не весел ты, край мой родной», - думает поэт, рисуя эти слишком знакомые картины.  В стихотворении «Возвращение на родину» мы попадаем в  совершенно иной мир. Это не значит, что приметы старого мира  уже бесследно исчезли. Но главное - в другом: 

  • Как много изменилось там, 
  • В их бедном, неприглядном быте. 
  • Какое множество открытий 
  • За мною следовало по пятам. 

Действительно, с детства знакомые места неузнаваемо изменились, они - как новый материк, открывшийся перед глазами чужестранца. Через несколько месяцев Есенин создает другое стихотворение, примыкающее к первому, - «Русь советская» (1924). В нем  мы также находим приметы новой крестьянской жизни, но в  основе произведения лежит другое - размышления поэта над  происходящим и над самим собой. Он ничего не отрицает в  этой новой жизни, приветствует ее, но не скрывает и ту горечь,  которой наполнены мысли о самом себе.  «Русь советская» написана в широком, обобщающем плане:  здесь сравнительно мало зарисовок быта, главенствующее положение занимает напряженная работа мысли:  И в голове моей проходят роем думы:  Что родина?  Ужели это сны?  Поэт продолжает развивать тему молодого поколения, выраженную им еще раньше. Теперь эта тема дается в более широком  охвате, деревня все больше теряет былые черты обособленности и  ограниченности, она выходит на широкую дорогу новой истории:  Уже ты стал немного отцветать,  Другие юноши поют другие песни.   Они, пожалуй, будут интересней -  Уж не село, а вся земля им мать.

 Услышанная новая песня, естественно, приводит поэта к  мысли о собственных прежних песнях, и он вынужден признать,  что эти песни отошли в прошлое вместе со старой деревней («Я  пел тогда, когда был край мой болен», «Меня сегодня не поют»,  «Моя поэзия здесь больше не нужна»). Поэт испытывает острое  и горькое чувство обиды на то, что в родных местах он «словно  иностранец», «как пилигрим угрюмый». Но это обида на самого  себя, а не на новое время, которое он стремится понять. У него  возникает спор между чувством и разумом, и поэт доверяется  разуму, признавая его лучшим советчиком в возникшем споре:  Но голос мысли сердцу говорит:  «Опомнись! Чем же ты обижен?  Ведь это только новый свет горит  Другого поколения у хижин».

Этот новый этап отразился и в самой поэтике произведения: идейная эволюция поэта сопровождалась и, определенным  отбором средств художественного выражения. Мы не встречаем  здесь библейской символики, к которой когда-то тяготел поэт;  здесь нет излишне усложненной, чисто имажинистской образности; нет нарочито грубой лексики и натуралистических описаний в духе «Москвы кабацкой». Поэтический строй стихотворения предстает очищенным от этих наслоений. Ничего не теряя в своем лиризме, он отличается реалистической ясностью и  художественной простотой.

Таким образом, обнаруживая иногда резкие колебания, Есенин все глубже осознавал исторический смысл революционной  эпохи, что все более заметно отражалось в его творчестве. Достаточно полно об этом можно судить по его поэме 1925 года  «Анна Онегина»; в ней, как в фокусе, сошлись все те нити, которые тянулись от многих его произведений 1924-1925 годов.  В поэме Есенин вновь обращается к тем важнейшим событиям, которые в свое время находили отклик как в его ранних,  так и в поздних произведениях.

Но теперь он делает попытку  осознать эти события в их последовательности и взаимосвязи,  дать целостное представление о пережитой эпохе.  Но Есенин не придерживался точной фактографической  основы, в поэме есть смещения во времени: изображаемые события относятся к 1917 году, а поэт читает героине «Москву  кабацкую», написанную пятью годами позже.  В поэме отобраны те факты биографии, которые относятся  ко времени крупнейших событий в стране. Само по себе это  является новым принципом в творчестве Есенина. Не противореча лирической настроенности произведения, такое построение придает поэме глубокое общественное значение.  Первое историческое событие, которого Есенин касается в  поэме, - империалистическая война 1914 года. 

В стихах Есенина, относящихся к 1914-1916 годам, преобладали мотивы любви поэта к родине, описания родного края и  картин природы, но в этих стихах не было даже попыток оценить войну со стороны ее политической и социальной сущности. Теперь, много лет спустя, взгляд поэта на империалистическую войну, оценка ее становятся совершенно определенными: 

  • Я думаю:  Как прекрасна 
  • Земля и на ней человек. 
  • И сколько с войной несчастных 
  • Уродов теперь и калек! 
  • И сколько зарыто в ямах! 
  • И сколько зароют еще! 
  • И чувствую в скулах упрямых 
  • Жестокую судорогу щек.

Поэма густо заселена реалистически нарисованными персонажами, характерными лицами, типичными деревенскими фигурами: разговорчивый возница, с хитрецой вымогающий у приезжего лишний рубль; оборотистый мельник, всегда готовый заработать на господском дворе, но не порвавший своих крестьянских связей; его деловая жена, улавливающая, что крестьянское волнение может отразиться и на благополучии ее дома; брат  Прона Оглоблина - Лабутя - болтун и самохвал, напоминающий будущего шолоховского Щукаря; и целый крестьянский хор,  заполняющий поэму своими голосами. Среди этого пестрого крестьянского люда мы видим самого поэта. Он неотделим от народной массы, от ее дум и надежд.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать