Волошин Максимилиан Обзор биографии

Волошин верил в особую миссию русского народа, в избранничество России, которая, чтобы спасти Европу, "совершает в настоящее время жертвенный подвиг, принимая на себя… заболевание социальной революцией" . Поэт преклонялся перед Высшей волей, определившей России такую судьбу:

Нам ли весить замысел Господний?

Всё поймём, всё вынесем, любя, —

Жгучий ветр полярной преисподней,

Божий бич, приветствую тебя!

"Северо-восток" , 1920 г.

В 1925 г. Волошин подготовил к изданию поэтический сборник "Неопалимая Купина" . В него вошли произведения, созданные после 1914 г., — стихи о войне, России и революции, задуманная ещё в 1918 г. поэма "Россия" (1924 г.) . Однако опубликовать сборник не удалось, так же как поэму "Путями Каина" , создававшуюся в 1922-1929 гг. Это произведение Волошин посвятил "трагедии материальной культуры" человечества, губительным сторонам цивилизации и технического прогресса. Для идеологов нового государства подобные воззрения поэта были неприемлемы, как и его взгляды на судьбу России.

В стихотворении "Подмастерье" (1917 г.) — этом, по словам самого автора, поэтическом "исповедании веры" — Волошин утверждал, что человек рождён, …чтоб выплавить из мира Необходимости и Разума — Вселенную Свободы и Любви… Революция не убила в Волошине этой глубокой веры — в возможность переплавить в человеческой душе зло в добро.

Анализ стихотворений.

Многие стихотворения Волошина можно понять, лишь зная его образ мыслей, те мистические идеи, которыми он жил, или конкретные обстоятельства его биографии. Примером может служить вошедшее в сборник "Anno mundi ardentis 1915" ("В год пылающего мира 1915" ) стихотворение "Томимый снами, я дремал…" , написанное в августе 1914 г., вскоре после начала Первой мировой войны, в небольшом швейцарском городке Дорнахе и посвящённое М. В. Сабашниковой:

Томимый снами, я дремал,

Не чуя близкой непогоды;

Но грянул гром, и ветр упал,

И свет померк, и вздулись воды.

И кто-то для моих шагов

Провёл невидимые тропы

По стогнам буйных городов

Объятой пламенем Европы.

Уже в петлях скрипела дверь

И в стены бил прибой с разбега,

И я, как запоздалый зверь,

Вошёл последним внутрь ковчега.

Содержание стихотворения связано как с антропософскими взглядами Волошина, так и с событиями его жизни. В Дорнахе в начале XX в. велось строительство антропософского храма. В этих работах в качестве художницы участвовала и первая жена Волошина — Маргарита Сабашникова. В 1914 г. по её приглашению поэт приехал в Дорнах, как он сам вспоминал "в самые последние часы перед началом войны" . И Волошин, и его друзья в Дорнахе восприняли это благополучное прибытие как явное чудо — кругом закипала война, и ехать через Германию было небезопасно. Поэт писал: "Всюду я попадал на последний поезд, последний пароход; было чувство, что все двери за моей спиной с шумом захлопывались — и что назад возврата нет" .

В стихотворении Волошин пишет о незримой опасности, которая может подстерегать человека на его жизненном пути. Но иногда судьба может преподнести страннику настоящий подарок. Для Волошина дорнахский храм превращается в спасительный ковчег, в который поэт, следуя Высшей воле, успевает войти в последний миг перед началом Всемирного потопа.

Хотя война не избавляет Землю от недостойных представителей человечества, она является причиной гибели огромного числа людей, принимающих в ней участие. Поэтому Волошин, сравнивая дорнахский храм с ковчегом, намекает на бесчисленные жертвы, число которых могло быть больше только во время Всемирного потопа.

Мир С Россией кончено… На последях

Её мы прогалдели, проболтали,

Пролузгали, пропили, проплевали,

Замызгали на грязных площадях,

Распродали на улицах: не надо ль

Кому земли, республик, да свобод,

Гражданских прав? И родину народ

Сам выволок на гноище, как падаль.

О, Господи, разверзни, расточи,

Пошли на нас огнь, язвы и бичи,

Германцев с запада, Монгол с востока,

Отдай нас в рабство вновь и навсегда,

Чтоб искупить смиренно и глубоко

Иудин грех до Страшного Суда!

Стихотворение Максимилиана Волошина "Мир" , входящее в сборник "Пути России" , написано 23 ноября 1917 г. в Коктебеле. Первоначально оно называлось "Брестский мир" . Стих отражает переживания Волошина, связанные с началом (20 ноября 1917 г.) переговоров в Брест-Литовске с Германией, диктовавшей России тягчайшие условия мира.

Автор выражает протест против разбазаривания Родины, использования её богатства в своих корыстных интересах. Но самым бездумным и антипатриотичным поступком Волошин считает передачу Германии части территории России. Для автора он равносилен предательству Иудой своего учителя и наставника Христа. И даже если русский народ раскается в совершённом им злодеянии, искупить свои грехи он сможет только после длительных и страшных испытаний, посланных Господом.

Волошин призывает читателей не забывать о стране, в которой они родились. Необходимо сохранить её культуру, обычаи, и, конечно, нельзя раздавать территории государства, каким бы большим оно не являлось.

Любовь Волошина к современной России была не только любовью благословляющей. Она предполагала, прежде всего, всестороннее знание — о высоких духовных взлётах и о хаотических всплесках, о великом и о низменном, уродливом, косном. Поэт не способен был принять и оправдать насилие, безудержно льющуюся кровь, обесценивание человеческой жизни и оскудение людских душ. Можно было бы посетовать на то, что красные и белые были для него на одно лицо: имели одно, человеческое лицо, — но, думается, сейчас, много десятилетий спустя, настало, наконец, время отдать должное искренности и силе духа художника-гуманиста, сумевшего остаться самим собой в дни тяжелейших испытаний и стать подлинным летописцем своей эпохи. Не случайно Александр Бенуа подчёркивал, что значение стихов Волошина о современности по достоинству смогут оценить только грядущие поколения: "Кто знает, когда его через полвека "откроет" какой-нибудь исследователь русской поэзии периода войны и революции, он вовсе не сочтёт творения Волошина за любопытные и изящные "отражения" , а признает их за подлинные откровения. Его во всяком случае поразит размах волошинской искренности и правдоподобия…" .

Список используемой литературы.

1. М. Д. Аксёнова "Энциклопедия для детей. Русская литература" — М.: Аванта+, 1998.

2. М. А. Волошин "Избранные стихотворения" — М.: Советская Россия, 1988.

3. А. Г. Соколов "История русской литературы конца XIX - начала XX века" — М.: Высшая школа, 1979.

4. М. А. Волошин "Пути России: стихотворения и поэмы" — М.: Современник, 1992.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент