«Вересковый мед» как героическая баллада. Прославление в ней подвига в непримиримой борьбе с иностранными захватчиками

Цель:   заинтересовать учеников творчеством Р.-Л. Стивенсона, ознакомить с содержанием баллады, в основу которой легла старинная кельтская легенда; показать мужество борцов за независимость родной страны против иностранных захватчиков; раскрыть необходимость выбора между собственным чувством и общей целью народа; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать уважение к героическому прошлому шотландского народа, стремлению быть патриотами.

Оборудование: портрет Р.Л. Стивенсона.

Ход урока.

І. Проверка домашней задачи.

1.         Выразительное чтение баллады А. С. Пушкина «Песня о вещем Олеге».

2.         «Экскурсия по картинной галерее».

Ученики-Экскурсоводы демонстрируют свои рисунки.

ІІ. Работа по теме урока.

1.         Объявление темы, цели урока, эпиграфа.

2.         Рассказ учителя о жизни и творчестве Р.-Л. Стивенсона.

Задача: подготовиться к созданию ассоциативного куста по биографии писателя.

Р.-Л. Стивенсон всегда стремился в мир, который бы отличался от будничности, в мир путешествий и приключений, морей и океанов, необыкновенных обстоятельств и бушующих страстей. Он был романтиком удачи, свободной жизни, далеких странствий. Его не устраивал чрезмерный прагматизм современников, их точный расчет, приземленное существование. В одном из своих писем он писал: «Романтику ничем дышать в нашем мире...», и Стивенсон всегда искал для себя другой воздух - свежий, свободный, преисполненный аромата моря и растений. Он искал его в своих стихах, приключенческих романах, исторических повестях. А найдя, дарил людям с надеждой на обновление бытия.

Роберт Льюис Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в Эдинбурге. Его отец и дед строили маяки в самых опасных местах. С детства Стивенсон очень болел. Кажется, что он испытал все болезни, которые только существовали: чахотку, ревматизм, язва желудку, воспаление легких и почек и прочие. Ему постоянно надо было искать теплый климат. Шотландские пейзажи были красивы для глаз, но не для его здоровья. Возможно, поэтому Стивенсон, который постоянно боролся с болезнями и прожил лишь 44 года, так любил жизнь и старался сделать ее насыщенной, яркой, неповторимой. Родители уделяли большое внимание воспитанию своего болезненного сына. Отец, сэр Томас, всегда олицетворял для Роберта мудрость и взвешенность. Мать с начала и до конца жизни Стивенсона вела дневник, в котором записывала важнейшие события, связанные с ним, а также сохраняла каждую страницу его рукописей, которые попадали ей в руки.

Больше всего в жизни Стивенсон любил писать и путешествовать. После окончания университета он посетил Голландию, Бельгию, Италию, Швейцарию и другие страны. В 25 лет в Фонтенбло, неподалеку от Парижа, он встретил американку Фенни Осборн.

В 1880 году они вступили в брак. Чуть позже Стивенсон напишет: «Любовь - это большой талисман, который превращает землю в сад, и надежда, которая приходит ко всем, бессмертная; она сильнее случайностей жизни, сильнее смерти и протягивает трепещущие руки даже из могилы». Фенни была с Робертом всю его недолгую жизнь, ухаживала за ним, когда он болел, мужественно переживала бедность, ездила со Стивенсоном по всему миру в поисках наилучшего для него климата. С Фенни он стал настоящим писателем.

Славу Стивенсону принесли его приключенческие произведения - «Остров сокровищ» (1883), «Черная стрела» (1888), «Властелин Баллантре» (1889), а также сборники стихов и баллад. Даже строгий отец смирился с писательским талантом сына. Старый сэр Томас даже помогал Роберту: по его просьбе он составлял список вещей Билли Бонса из романа «Остров сокровищ». А. Ллойд, сын Фенни, много лет был первым читателем произведений Стивенсона и был от них в восторге. Все свидетельствовало о том, что Стивенсон стоял на пути к большому успеху.

Однако жить писателю оставалось недолго.

Последние годы он прожил на острове Самоа в Тихом океане. Теплый климат дал возможность завершить еще несколько рукописей. Стивенсон много работал, ездил верхом, ходил в гости, учился танцевать, плавал на лодке, сам составлял молитвы для местных жителей. Жители Самоа, называли его Большим Рассказчиком (Туси-Талая). 13 ноября 1894 года состоялся праздник в честь дня рождения Стивенсона. 3 декабря Фенни предчувствовала какое-то бедствие. Она нервничала с самого утра, плакала без причины. Роберт решил ее развеселить. Принес бутылку бургундского вина, сделал салат. И вдруг он упал - кровоизлияние в мозг. Через два часа Стивенсон умер. Как сказали врачи, его потеряли не слабые легкие, которые он лечил всю жизнь, а переутомление. За несколько лет до смерти у него перестала двигаться правая рука. И все же таки Стивенсон старался писать: «Я считаю, что победил, с честью приняв вызов, который бросила мне судьба».

Стивенсона похоронили на вершине горы Веа, месте, которое он сам выбрал. В последний путь его сопровождали Фенни, ее дети, мать и туземцы. На могиле стоит камень со словами Реквиема», которые Стивенсон написал сам:

  • Под широким и звездным небом
  • Выройте могилу и положите меня.
  • Радостно я жил и радостно умер,
  • И с желанием лег отдохнуть.
  • Такое напишите на память обо мне:
  • Здесь он лежит, где и хотел лежать;
  • В дом вернулся моряк, в дом вернулся с морей,
  • И охотник вернулся с гор...

В 1915 году здесь нашел вечный покой и прах Фенни. Одна могила на двоих на маленьком острове среди Тихого океана - эпилог их романтической любви.

3. Ученики составляют ассоциативный куст.

  • Путешествия
  • Романтик
  • Болезни
  • «Остров сокровищ»   
  • Счастливая любовь
  • Поддержка родителей
  • Остров Самоа

Баллады, приключенческие произведения.

4. Работа над содержанием баллады «Вересковый мед».

Словарная работа.

Пикты — легендарный народ, который жил в Шотландии до прихода скоттов (от последнего названия походит и название Шотландии, буквально - страна скоттов). Пикты, по пересказам, были очень маленькие ростом.

В основу произведения положена давняя шотландская легенда о вересковом меде.

•          Вереск — вечнозеленый низкий кустик с очень мелкой и многочисленной листвой и лилово-розовыми цветами;

мед—  здесь: напиток, преимущественно алкогольный;

вельможа — здесь: лицо, которое руководит страной, правитель, властитель;

пучина - то же самое, что и водоворот.

Чтение баллады учителем, учениками. Беседа по прочитанному.

•          Какое впечатление оказало на вас произведение?

•          Перескажите сюжет баллады.

•          Какой была жизнь пиктов до начала войны? (Пикты жили счастливо, дружно, варили свой вересковый напиток).

•          Опишите, каким вы представляете себе шотландского короля. (Он жестокий, «...сеял смерть и ужас» вокруг себя, его боялись все вокруг).

•          Найдите во ІІ строфе сравнение, которое помогает сделать более выразительным ужасное положение маленького народа. («Он гнал их, будто ланей»).

•          Какими эпитетами изображены последние пикты? («бедные пикты», «пивовары малые», «... и пиктов голос тоненький»).

•          Кажутся ли вам пикты совсем беззащитными? (Автор показывает их на фоне родного края, сама природа поддерживает их).

•          Зачитайте описания природы. Какую роль они выполняют в балладе? (Пейзаж представлен не ради описательства, а ради яркой эмоциональной окраски произведения).

5. Работа в парах.

Вспомните, что такое антитеза. Докажите, что баллада построена на антитезе. Аргументируйте ответ.

•          Счастливая жизнь пиктов (строфа І) - несчастья, которые им принес шотландский король (строфа ІІ).

•          Красота гор, украшенных вереском - могилы пиктов как символ трагедии народа (строфа ІІІ).

•          Летнее бушевание природы - пасмурное настроение короля (строфа ІІІ).

•          Ужасный клекот пучин, который несет смерть - цветение вереска, который является для пиктов символом свободной жизни.

•          Неограниченная власть - короля - бесправное положение маленького народа (все произведение).

•          Сила духа последних пиктов - бессилие короля (все произведение).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент