x x
menu

Василий Алексеевич Слепцов. Анализ произведений

…Горькое, грустное раздумье над судьбой народа.. М. Горький

Слепцов, Василий Алексеевич [17.VII.1836, Воронеж — 23.III.1878, Сердобск] — писатель, революционный демократ. Происходил из дворянской семьи. Учился сначала в Московской гимназии, затем в Пензенском дворянском институте. В 1854 году поступил на медицинский факультет Московского университета, в котором проучился один год. В конце 1850-х—начале 1860-х годов начинает свою литературную деятельность, проявляет горячий интерес к народной жизни, знакомится с жизнью и бытом крестьян, отправляется в Подмосковье с целью его изучения, записывает и собирает народное творчество. «Подвигнутый» В. И. Далем на создание очерков из народного быта, отправляется пешком в Подмосковье, где собирает произведения народного творчества, записывает народные обряды и обычаи. М. Горький отмечал большую ценность наблюдений Слепцова, ставил его как наблюдателя рядом с П. И. Якушкиным.

Материалы и наблюдения, почерпнутые в этом путешествии, легли в основу серии очерков «Владимирка и Клязьма», печатавшихся в 1861 году в газетах «Московский вестник» и «Русская речь». Уже в этом первом крупном произведении Слепцов предстал как писатель глубоко демократических воззрений, сочувственно и прав - диво рисующий тяжелую жизнь трудовой массы. В форме непритязательных записок Слепцов исследует положение рабочих на железнодорожном строительстве, на фабриках и заводах, говорит о крестьянском малоземелье, смело обличает систему хищнического грабежа тружеников подрядчиками, заводчиками, властями. «Все это,— говорил впоследствии М. Горький,— нарисовано живо, ловкой, твердой рукой и настолько внушительно, что из краткого, спешного очерка приемов работы, навыков жизни, отношений... как будто возникает некая жуткая и густая тень...»

Осенью 1861 года он сближается с кругом «Современника» — с Некрасовым, Чернышевским, Салтыковым-Щедриным, становится активным сотрудником журнала. В 1862—1863 годах на страницах «Современника» печатается цикл очерков «Письма об Осташкове», явившийся результатом поездки писателя в этот город. Писатель в живых сценах и образах представил жизнь города.

В последующие годы Слепцов пишет ряд очерков и рассказов, посвященных преимущественно народной жизни («Уличные сцены», «На железной дороге», «Питомка», «Ночлег», «Свиньи» и др.). Вместе с другими писателями-демократами (Н. В. Успенским, Ф. М. Решетниковым, П. И. Якушкиным и др.) Слепцов говорит суровую правду о народе — его бедности, трудолюбии, честности, но вместе с тем и забитости, темноте, пассивности, невежестве. С мягким, сочувственным юмором передает писатель простонародную речь своих героев, воссоздает сцены народного быта, рассказывает о бедственном положении мужика после реформы. С большой силой реализма обрисована в рассказе «Питомка» (1863) драматическая судьба темной, забитой женщины-кухарки. Рассказ этот высоко оценил Л. Н. Толстой.

В 1865 году писатель обращается к теме «новых людей», создавая повесть «Трудное время». Это лучшая повесть демократической литературы, появившейся после романа «Что делать?» Чернышевского. В «Трудном времени» ярко сказались все лучшие особенности реалистического мастерства Слепцова — его превосходное знание рисуемой среды, тонкий юмор и ирония, предельный лаконизм и простота повествования, внимание к живописной детали в зарисовках пейзажа, быта, в развитии действия. Высокого мастерства писатель достиг в искусстве эзоповской, иносказательной манеры.

Слепцов был активным общественным деятелем лагеря революционной демократии. Он организатор литературных вечеров и концертов, читает лекции по женскому вопросу, организует так называемую Знаменскую коммуну — общежитие демократически настроенных молодых людей, объединившихся для совместной жизни, труда, образования на артельных началах. Слепцов был тесно связан с деятелями революционного движения 1860—1870-х годов. ***

Очерки Слепцова близки к дорожным заметкам С. В. Максимова, П. И. Якушкина, Н. В. и Г. И. Успенских. Повествование ведется от первого лица, а так же, как в этнографической литературе, от человека из народа. На это указывает не только манера изложения, но и подзаголовки к названиям рассказов и очерков, определяющие в то же время личностный писательский жанр (рассказ крестьянина, подгорные сцены, уличные сцены, сцены в больнице, полиции, у мирового судьи и т. д.).

В очерки включены этнографические ориентиры: описание места действия, т. е. местная этнография села, городских кварталов, харчевен, питейных заведений, деревенских изб и пр.

Многочисленные встречи на постоялых дворах, в трактирах, на почтовых станциях, в пути, на степной дороге, изучение писателем условий жизни и труда народа определили своеобразие стиля и художественной специфики очерков: преобладание диалога над описанием, обилие искусно переданной народной речи, конкретность, фактографичность описаний, фольклорно-этнографические элементы, контактность рассказчика с читателем (повествование ведется от первого лица).

В рассказах «Питомка», «Свиньи», «Спевка», «Вечер» отразилось художественное своеобразие писателя. Слепцов стремился узнать, как живет народ на Руси, и первый его очерк «Владимирка и Клязьма» об этом свидетельствует. Его интересовали и крестьяне, и рабочие, и хозяева. Слепцов наблюдает сцены народной жизни, совсем не затронутые литературой, – фабричные сцены в центральной России. Особенно значительны его зарисовки картин строительства железной дороги с мостом через Клязьму. Художник выразительно показывает, в каком ужасном положении оказались собравшиеся с разных концов страны строители. Он предваряет некрасовские мотивы поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и стихотворения «Железная дорога»1.

Этнография социально-экономического характера нередко составляет структурные элементы его прозы. Этнографические описания определяют стилистическое своеобразие его очерков «Владимирка и Клязьма». Автор уточняет жанр отдельных разделов – этнографические и статистические заметки. Он пишет о Клязьме: «Клязьма – одна из замечательных рек в своем роде: ничтожная по величине и по судоходству – она имеет огромное экономическое значение для тех местностей, по которым протекает… приклязьминская полоса отличается красивым, здоровым и деятельным населением, хорошо обработанной почвою, не смотря на ее разнохарактерность, и чрезвычайным развитием фабричной, ремесленной и промысловой деятельности»2. Слепцов подчеркивает и местные этнографические особенности исторически сложившегося крестьянского типа. «Деятельность приклязьминского населения отличается от соседних местностей и кладет резкую печать на берегового жителя. Приклязьминский крестьянин – красивой наружности, высок ростом, предприимчив, общителен и уж непременно хозяин». Писатель подмечает и другой тип местных крестьян, ведущих «вялый и неподвижный образ жизни, ограничиваясь грубыми и тяжелыми работами – бурлацкой, пилкой и рубкой дров, трепанием льна и пр., то есть такими занятиями, которые исключают деятельность промышленную и торговую»3. Как характерную особенность крестьян данного типа, Слепцов дает речевую характеристику своих персонажей: «Говор значительно изменился: оканье с легким припевом на первом слоге и вдруг обрывающемся ударением на последнем здесь в полной силе; в то же время слышатся смягчающие сокращения: тее (тебе), сее (себе)»4.

Окружающая среда, в том числе и местная этнография, формирует, по Слепцову, человеческий тип. Писатель пишет об особой промысловой печати, отражающей характер человека, создавая тип дворника, т. е. особый тип крестьянина, содержащего свой постоялый двор, он отмечает: «…взгляд на жизнь, отношение к обществу, домашний быт дворника резко отличается от какого-нибудь владимирца плотника, каменотесца или богомаза… В нем нет ничего похожего на крестьянина-землепашца, ничего общего с мастеровым; это особый тип русского крестьянина… с самого нежного детского возраста, очерствевшего в родительском доме, вскормленного на барышах, в лета пылкой юности, обсчитывающего своего же брата дорожного мужика… большая дорога породила это ремесло»5.

В этнографические описания включаются заметки о постоялых дворах, о целых селениях, исключительно занимающихся дворничеством. Фиксируется внимание писателя и на бытовом фоне жизни крестьян: для проезжих строятся двухэтажные избы, с претензиями на городскую архитектуру. Сами же крестьяне вместе с семейством и всем домашним скарбом и скотиной живут в крошечной темной каморке: тут у него и наседка в лукошке, и поросенок, и сундук с платьем и деньгами, и кровать, но зато крепко-накрепко заперто огромнейших размеров замком. Писатель замечает: «Дворник мало заботится о комфорте, ему нужна нора, в которой он, как мышь, тщательно прячет все свое богатство»6. Так, из отдельных бытовых и этнографических деталей воссоздается Слепцовым особый тип русского крестьянина. Однако писатель не упускает из виду и таких ситуаций, когда в этих крестьянах проявляются искренние чувства и душевные порывы, как в сцене на постоялом дворе в Петушках во время исполнения ими песни. «Хозяин увлекся, зажмурил глаза и стал выводить голосом свободно и просто, хозяйка чуть-чуть подпевала, задумчиво глядя на свечу, проснувшийся купец стал подтягивать сначала хриплым спросонья голосом, потом чем больше он откашливался, тем голос его становился чище и тоньше…»7. И дети, давно уже улегшиеся спать, слушали песню и сами подпевали. Автор назвал эту картину «идиллическим вечером». Песня объединила всех и выливалась из души присутствующих.

Страницы: 1 2 3
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать