x x
menu

Валидность тестов по предметам литературного цикла

Вопрос валидности (полноценности, репрезентативности) тестовых задач является ключевым, поскольку тестирование должно давать полноценные, общепризнанные (экспертами, политиками, учениками, их родителями, всем обществом) оценки реального состояния учебных достижений школьников по конкретным предметам.

Учителю необходимо обратить внимание на то, чтобы тестовые задачи охватывали не отдельные, а все разделы и компоненты школьной программы, и вдобавок пропорционально к количеству времени, отведенное на их изучение в учебном процессе. Так, если определенная тема изучается на протяжении значительно большего времени, чем другая, то и увеличивается количество тестовых задач на измерение умений, навыков и компетенции учеников и т.п.

Если речь идет о подготовке выпускников к ВНО, нужно обязательно учесть наличие вариативных программ по украинской и зарубежной литературам, обращая особое внимание на инвариант в них (общие содержание и требования к учебным достижениям учеников). Ведь качественное тестирование - не лотерея, здесь невозможно безупречно угадать десятки ключей (правильных ответов), поэтому на самом деле хорошо справится с тестом лишь тот ученик, который надлежащим образом овладел учебным материалом.

Исходя из обобщенных требований разных вариантов действующих программ по украинской и зарубежной литературе, можно посоветовать учителям обратить особое внимание на то, что выпускники общеобразовательных учебных заведений должны:

знать основные этапы развития украинского и мирового литературного процесса;

  • знать содержание художественных произведений, которые вошли в перечень обязательных для текстуального изучения;
  • называть имена представителей тех или иных литературных эпох (направлений, течений, групп, школ);
  • знать авторов (для зарубежной литературы - также переводчиков) изученных произведений;
  • ориентироваться в основных стилевых тенденциях литературы того или иного исторического периода;
  • называть основные литературные направления, течения (группы, школы), их величайших представителей;
  • понимать идейные и художественные основы, которые объединили представителей того или иного литературного направления, группы или школы;
  • определять наиболее характерные признаки литературных направлений и течений;
  • определять наиболее характерные особенности литературного процесса определенного периода и признаки индивидуального стиля художника;
  • знать основные сведения о жизни, творчестве и литературном наследии авторов произведений, которые вошли в перечень обязательных для текстуального изучения;
  • определять жанровые особенности изученных произведений;
  • объяснять связь между мировоззрением и творчеством писателя;
  • определять место и роль художника в литературном процессе в украинской (мировой) литературе;
  • понимать место и значение изученных произведений в заделе писателя и литературном процессе определенного периода (украинском или мировом литературном процессе);
  • знать основные теоретико-литературные понятия (термины), предусмотренные действующими школьными программами по украинской и зарубежной литературе;
  • уметь определять в предложенных произведениях (отрывках) художественные средства, знания которых предусмотрены программой, и определять их роль в тексте;
  • анализировать литературное произведение и давать ему собственную оценку;
  • сравнивать литературные факты и явления.

Кроме ключей (правильных ответов), в тестовых задачах этого типа обязательно должны быть неправильные ответы, т.н. дистракторы. Их роль становится понятной уже из названия, поскольку слово «дистрактор» происходит от англ. Слова, которое в переводе на русский язык означает - «отвлекать». Они отвлекают внимание участников тестирования от ключей, что позволяет различить уровень учебных достижений тестируемых. По законам тестологии на каждый ключ должно приходиться от трех до пяти (но не менее трех!) дистракторов, иначе тест будет не валидным, поскольку слишком высоким становится вероятный процент примитивного угадывания ключей даже теми учениками, которые не знают правильных ответов.

В тестовых задачах с выбором одного или нескольких правильных ответов не может быть вариантов «правильного ответа нет», «все ответы правильные» или «все ответы неправильные».

Инструкция к таким задачам выглядит приблизительно таким образом: «Перед вами задачи, которые имеют четыре (пять, шесть...) вариантов ответов, из которых лишь один правильный (из которых могут быть правильными один, два или более). Выберите правильный ответ (правильные ответы) и обозначьте их знаком «X»«. Поскольку сейчас наблюдается тенденция использования компьютерных технологий для оперативной обработки результатов тестирования, а компьютер плохо различает цифры и особенно буквы, тестологи советуют в тестовых бланках обозначать правильный ответ знаком «X», который машина легче считывает.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать