x x
menu

В. Забила «Соловей», М. Петренко «Небо». М. Шашкевич – зачинатель новой украинской литературы

Цель: продолжить знакомить школьников с писателями украинского романтизма; узнать о М. Шашкевиче — зачинателе новой украинской литературы на западных землях; проанализировать программные поэтические произведения; развивать память, культуру связной речи, логическое мышление, умение определять главные мотивы поэзии, комментировать их в связи с художественными особенностями и народнопесенной лирикой, рационально использовать учебное время; воспитывать чувство уважения к основам народной морали и этики: трудолюбие, искренность, любви и уважения к родителей; прививать интерес к последствиям собственной работы.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование умений.

Оборудование: портреты В. Забилы, М. Шашкевича, мини-выставка книг этих писателей, учебник, дидактический материал (тестовые задачи, карточки), аудиозаписи поэтических произведений художников.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашней задачи.

Мини-конкурс ораторского искусства. Ученики декламируют наизусть любимую поэзию любого программного писателя литературы украинского романтизма.

Определение победителей.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Распределительно-цифровой диктант «Познай художника-романтика».

Задача: заполнить таблицу «Художники-Романтики», внося в графу номер той формулировки, которая соответствует одному из трех писателей.

1. Отбыв год в Петропавловской крепости, он был сослан в Саратов.

2. Воспитывался няней-крипачкою.

3. Сын помещика.

4. Псевдоним - Иеремия Галка.

5. Первый в украинской литературе познакомил читателей с романтическим жанром баллады.

6. Болезнь глаз, которая препятствовала деятельности этого поэта-романтика.

7. Служебная карьера препятствовала дальнейшему развитию творчества поэта.

8. Один из основателей Кирилло-Мефодиевского общества.

9. В последние годы жизни начал готовить к изданию собрания своих произведений.

10. Кого имел в виду П. Федченко, заявляя: «Замечательное знание украинского фольклора обеспечивает успех принципиального художественного эксперимента»?

11. Предок запорожцев.

12. За блестящие способности во время обучения получил прозвище «чудесный ребенок».

13. Мечтал создать словарь украинского языка.

14. Принимал непосредственное участие в выкупе Т. Шевченко из крепостной неволи.

15. Исследователь творчества писателей ХIХ ст. (И. Котляревского, Г. Квитки-Основьяненко, Т. Шевченко, Марка Вовчок).

16. Переводчик поэмы А. Пушкина «Полтава».

17. Сюжет произведения - популярный в фольклоре многих народов.

18. Сотрудник журнала «Украинский вестник».

19. Написал Евангелие украинской национальной правды.

20. При его содействии изданы «Кобзарь» Т. Шевченко.

21. Автор сборника «Украинские баллады».

22. Чиновник комиссии духовных училищ и вместе с тем учитель.

23. Писатель, который ввел в литературу жанр романса, песни, медитации.

24. Преподавал французский язык в Институте благородных девушек, польский - в университете.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 0,5 балла.

Ключ к ответу

Г. Гулак-Артемовский Е. Гребенка Н. Костомаров

5, 7, 10, 11, 13, 17, 18, 24 2, 3, 9, 14, 16, 20, 22, 23 1, 4, 6, 8, 12, 15, 19, 21

2. Рубрика «Научный магазин».

Задача: докажите или опровергните мысль:

• «Для романтизма характерно перенесение в литературу фольклорных жанров (песня, дума, баллада, легенда, сказка)».

• «Творчество поэтов-романтиков, как и творчество И. Котляревского, не является продолжением традиций давней литературы, в частности демократического писательства, вертепа, интермедий, стихов «странствующих дьяков».

• Понятия «романтизм» и «романтика» тождественные.

IV. Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности

V. Основное содержание урока.

...От человека остаются только лишь дела его.

М. Горький.

Истинное назначение человека - жить, а не существовать.

Дж. Лондон

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с художниками-романтиками, их творческими шедеврами. Именно поэзии этих писателей очаровывают нас своей образностью, милозвучностью и вместе с тем позволяют осмыслить философизм сущности человеческой жизни.

Итак, садимся в романтическую лодку и отправляемся путями волшебного, неизведанного мира поэзии, любви...

2. Обработка жизненного и творческого пути писателей-романтиков.

2.1.2. В. Забила «Соловей».

2.1.2. Выразительное чтение произведения или прослушивание в аудиозаписи.

2.1.3. История написания поэзии.

Жизнь В. Забилы напоминает жизнь романтических героев Д. Байрона и А. Пушкина. По соседству от его имения расположился хутор Матроновка, в котором жила зажиточная помещичья семья Белозерских. Виктор пылко влюбился в Любовь Белозерскую (которая, кстати, приходилась сестрой украинской писательнице Анне Барвинок, жене известного писателя П. Кулиша). Девушка ответила ему взаимностью. И характерами они были подобные. Роман длился два года. В конце концов, родители дали согласие на бракосочетание, состоялась помолвка. Тем не менее, им не судилось быть вместе. Недалеко от Белозерских купило имение овдовевший помещик Боголюбцев. Увидев красивую девушку, сорокалетний господин влюбился в нее. Да еще и отец вмешался и принудил дочь выйти замуж за богатого...

Эта драматическая любовь поселила в сердце Виктора пожизненную печаль. Она и обусловила написание лирической поэзии «Соловей» («Не щебечи, соловейка»), а со временем - ряда стихов личного плана.

2.1.4. Тема: воспроизведение страданий лирического героя, что углубляется пением соловья.

2.1.5. Идея: возвеличивание чарующей песни птицы, которая способна влиять на внутреннее состояние человека, его чувства.

2.1.6. Основная мысль: Ты полети, пой тем людям, / Которые веселятся, / Они песней твоей будут забавляться.

2.1.7. Жанр: любовная лирика.

2.1.8. Художественные особенности произведения.

Обращение: «не щебечи, соловушка».

Повторы: «не щебечи...», «солнце взойдет», «не щебечи, соловушка», «малюсенький».

Уменьшительно-ласкательные формы: «близенько», «малюсеньких», «раненько», «соловушка».

Сравнение: «запоешь, свистнешь, будто заигрываешь».

Метафора: «сердце бьется», «щебет... душу раздирает», «сердечко замрет», «лень пройдет», «взойдет солнце», «песня душу раздирает», «бьется сердце», «дух замирает», «филин стонет».

Эпитет: «темная ночь», «песня черная», «лихой час».

2.1.9. Идейно-художественный анализ. Беседа с вопросами.

• Почему пение соловья напоминает игру?

• Каким образом песня этой птицы поражает душу лирического героя поэзии?

• Как в стихе сказано о птичьем певце? («Твоя песня очень красивая, / Ты хорошо поешь»).

• В чем герой произведения завидует соловью? («Ты, счастливый, / И гнездышко имеешь»).

• Чем вызваны страдания «любящего сердца»? («А я бедный, бесталанный, / Без пары, без дома: / Не досталось мне в мире / Весело петь»).

• Что, на ваш взгляд, является основной причиной волнений героя, его скитаний? («Ты полети, пой тем людям, / Которые веселятся; / Они песней твоей / Будут забавляться»).

• Чем вызвано желание страдающего лучше умереть, чем быть лишенным счастья?

• Как пение соловья пересекается с понятием «счастье»?

• Почему стон филина для лирического героя ближе, чем соловьиное щелканье?

• Известна ли вам подобная ситуация, которая изложена в поэзии? Ответ мотивируйте, приводя примеры из жизни, произведений художественной литературы.

• Как вы считаете, герой поэзии — сильная или слабая личность? О чем это свидетельствует?

2.1.10. Выполнение творческих задач. Работа в малых группах.

1) Выясните, в чем видит для себя счастье герой поэзии В. Забилы «Соловей»:

• в любимом человеке;

• душевной гармонии;

• благосостоянии;

• собственном жилье;

• веселому пению соловья.

2) Прокомментируйте вышеупомянутые позиции относительно значимости счастья в жизни человека, по-возможности добавляя личные. Сделайте вывод.

3) Воссоздайте информационное гроно «Чем вызваны страдания героя поэзии?»

Страдание лирического героя бедного, бесталанного; «без пары, без дома»; не видя любимой девушки; «целый век свой плачется»; соловьиная песня «душу раздирает»; «хуже бьется сердце»; «томится от скуки... плачет».

2.1.11. Характеристика образа лирического героя поэзии.

Пение соловья оттеняет мир переживаний лирического героя. Он очарован его песней, но она будит в его сердце невыразимую боль, гамму чувств. Художник применяет такую стилистическую фигуру, как апостроф, т. е. обращение к персонифицированным явлениям природы, в частности к соловушке: «Не щебечи, соловушка, / Под окнами близенько, / Не щебечи, малюсенький, / На заре раненько. / Как запоешь, как свистнешь, / Будто заигрываешь, / Так и бьется в груди сердце, / Душу раздираешь».

Разворачивая лирический сюжет, В. Забила изображает песню соловья как гимн красоте, любви, гармоничному бытию природы: «Ты, счастливый / И гнездышко имеешь!».

Поэтому она звучит в сердце лирического героя, вызывает сопереживания, возвращает несчастливого влюбленного к раздумьям над своей горькой судьбой. Его лирический монолог - несудьба: «А я, бедный, бесталанный, / Без пары, без дома; / Не досталось мне в мире / Весело петь. / Солнце сойдет - я томлюсь от скуки, / И заходит - плача: / Какую люблю девчоночку / Той не вижу».

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать