Цель: ознакомить учеников с писателем В. Винниченко, рассказать интересные эпизоды из его жизни; учить выразительно и вдумчиво читать наиболее впечатляющие эпизоды из произведения «Федька - халамидник», анализировать его содержание; начать работу относительно характеристики образа Федьки; развивать логическое мышление учеников, культуру связной речи, память, внимание, наблюдательность, умение грамотно высказывать собственные мысли, чувство, строить заключения; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство уважения к творчеству В. Винниченко, украинской классики; прививать ученикам черты добра, порядочности, честности, уважения к человеку.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: портрет В. Винниченко, библиотечка его произведений.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа с вопросами:
• Дайте определение рассказа как литературного жанра. (Рассказ - небольшое прозаическое произведение, в котором изображается короткое во времени событие или события из жизни главного героя; эти события показаны лишь в нескольких эпизодах). Приведите примеры известных вам рассказов.
• Какие рассказы о детях вы уже изучали в 5-м классе? Чем они вам запомнились?
• Чем произведения о детях близки вам? Собственные мысли мотивируйте.
• Считаете ли вы себя взрослыми по сравнению с прошлым годом? Какие изменения вы заметили в собственном становлении как личности?
• Какие черты характера в человеке вы уважаете, а какие осуждаете?
III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности учеников.
IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.
Я вырос в тех степях, с теми волами, шуликами, задуманными могилами.
Вечерами я слушал, как пели журавли возле колодцев в оврагах,
а днем ширина степей навевала печаль бескрайности.
В тех теплых степях производилась кровь моя и душа моя.
В. Винниченко.
Лучше смерть, достойная славы,
чем опороченная жизнь.
Шота Руставели.
3.2. Тема: показ любящего, нежного, открытого сердца ребенка (Федьки), которое противопоставляется жестокости взрослых, безобразному и преступному обществу, которое калечит маленькие жизни и маленькие души.
3.3. Идея: возвеличивание честности, чувства собственного достоинства, изобретательности (Федька) и вместе с тем осуждение склонности к безрассудным поступкам, показной воспитанности, манерности, лицемерию, эгоизму (Толя).
3.4. Жанр: социально-бытовой рассказ.
3.5. Проблематика произведения:
• любовь и ненависть;
• порядочность и лицемерие;
• добро и зло;
• моральный выбор (между целостным благородным моральным миром бедняцкого ребенка и коварным, хитрым, эгоистически-двурушническим поведением малолетнего «барича-негодяя»).
3.6. Герои произведения: Федька, Толя, Степка, Ленька, Спирка, Гаврик, Иван (отец Федька), Иваниха.
3.7. Композиция. Экспозиция: знакомство с Федькой, его разбойничьим поведением,
характером; взаимоотношения халамидника с другими ребятами.
Завязка: выступление ребят на ледоход.
Кульминация: сцена, в которой после приключения на реке, когда Федька спас мальчика Толю, родители тяжело наказывают ни в чем не виновного «халамидника». Толя хочет перевести свою вину на Федька - и тот еще раз спасает его.
Развязка: смерть Федьки.
3.8. Обсуждение содержания произведения с вопросами:
• Какие впечатления возникли у вас после того, когда закончили читать рассказ? Что вас захватило или вызвало отрицательное отношение в произведении?
• Кто является главным героем в произведении? Какое у вас отношение к нему?
• Почему Толя приходил домой «задрыпаный, подранный, с разбитым носом?» (Федька соблазнял).
• За что вторично били Федьку? (Из-за него Толя порвал штанишки, когда лазили за воробьями).
• Что об этом свидетельствует? (Распределение людей на бедных и богатых).
• Чего боялись родители Федьки относительно родителей Толи? (Из квартиры выгонят).
• Что увидел Федька на улице во время дождя?
• Что он сделал? Кто подталкивал его к этому?
• За что снова бьют мальчика после дождя?
• О чем рассказал Федька ребятам? (О ледоходе).
• Почему Федька решил не идти в школу?
• К чему подбивал Федька ребят?
• Чем ребята обидели Толю? (Сказали, что отец у него пузатый).
• Прочитайте описание ледохода. В чем здесь проявляется мастерство писателя-живописца?
• Какой разговор возник между ребятами на ледоходе?
• Почему и на что подрались Толя и Федька?
• Каким образом Федька переправился на другую сторону реки?
• Какие чувства возникали у Толи во время переправы? Кто и как помог Толе?
• Что случилось с Федькой?
• Почему Толя не помог Федьке? Как это его характеризует?
• Как ребята вытянули Федьку из воды? Прочитайте.
• Из-за чего Федька солгал отцу Толи? Как это его характеризует?
• Что предложил отец Толи отцу Федьки?
• Чем же закончилась история с Федькой?
• В чем проявилась бездушность Толи к Федьке во время похорон?
3.9. Художественный рассказ об удивительном мальчике Федьке, его жизни
и приключениях, отношениях с ровесниками.
Федька - халамидник – заводила, детский «атаман». «Покой был его врагом», - сказано о Федьке в авторской ремарке. И это в самом деле так. Федька любит устраивать рискованные развлечения, дразнить соседских ребят. Сколько в нем отваги, жизненного азарта, изобретательности и той надежности, которая, собственно, и делает его предводителем! В рассказе «Федька - халамидник» важно не только напряжение действенной интриги, а и психологический сюжет. Вот как автор рисует сцену, в которой один проявляет слабость духа, а второй - великодушие (Слабый духом трусливый Толя перекладывает свою вину на Федьку - и тот его спасает) «У Федьки снова свалилась с головы шапка, как ударил его Толин отец. Он поднял ее и посмотрел на Толю. Но Толя прислонялся к матери, которая ласкала его и жалела его...».
Федька пожалел Толю, а расплатился за это тяжелыми побоями своих и чужих родителей, и, в конце концов, собственной жизнью. Тем не менее, очевидно, по-иному он не мог. Видеть перед собой слабого, морально придавленного, испуганного и нанести ему удар - это не в характере Федьки, это выше его достоинства!
V. Закрепление изученного материала.
Литературная викторина.
1. Родиной для Винниченко является... (Кировоградщина).
2. Первое литературное произведение Владимир Константинович написал в... (14-летнем возрасте).
3. О чем было первое произведение автора? (Запорожская Сечь).
4. Под влиянием какого писателя В. Винниченко пробует собственные силы в изящной словесности? (Т. Шевченко).
5. Какое название имел первый рассказ писателя, который был напечатан в журнале «Киевская старина»? («Красота и сила»).
6. С какими выдающимися писателями В. Винниченко познакомился на литературных вечерах в доме Чикаленко? (Б. Гринченко, Лесей Украинкой).
7. Первый детский рассказ писателя имел название... («Комедия с Константином»).
8. Последние годы жизни В. Винниченко провел в эмиграции в... (Франции).
9. Почему произведение «Федька - халамидник» В. Винниченко считается автобиографическим? (Своему герою отдал немало собственных черт).
10. Определите жанр произведения «Федька - халамидник» (социально-бытовой рассказ).
11. Что наиболее ценил отец в своему сыне Федьке? (Откровенность, правду).
12. Чем заканчивается произведение В. Винниченко? (Смертью Федьки и получением удовлетворения Толей).
Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.
VI. Творческая задача к рассказу В. Винниченко «Федька - халамидник».
1. Выясните значение слова «халамидник» в словаре. Сравните значение этого слова в произведении со справочной литературой.
2. Подберите к слову «халамидник» синонимы.
VII. Объявление результатов учебной деятельности учеников.
VIII. Домашняя задача.
Составить план к произведению «Федька - халамидник», подобрать материал для характеристики образа Федьки.
Страницы: 1 2