x x
menu

В. Винниченко «Федька – халамидник». Художественный рассказ об удивительном мальчике Федьке

Цель: ознакомить учеников с писателем В. Винниченко, рассказать интересные эпизоды из его жизни; учить выразительно и вдумчиво читать наиболее впечатляющие эпизоды из произведения «Федька - халамидник», анализировать его содержание; начать работу относительно характеристики образа Федьки; развивать логическое мышление учеников, культуру связной речи, память, внимание, наблюдательность, умение грамотно высказывать собственные мысли, чувство, строить заключения; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство уважения к творчеству В. Винниченко, украинской классики; прививать ученикам черты добра, порядочности, честности, уважения к человеку.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет В. Винниченко, библиотечка его произведений.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Дайте определение рассказа как литературного жанра. (Рассказ - небольшое прозаическое произведение, в котором изображается короткое во времени событие или события из жизни главного героя; эти события показаны лишь в нескольких эпизодах). Приведите примеры известных вам рассказов.

• Какие рассказы о детях вы уже изучали в 5-м классе? Чем они вам запомнились?

• Чем произведения о детях близки вам? Собственные мысли мотивируйте.

• Считаете ли вы себя взрослыми по сравнению с прошлым годом? Какие изменения вы заметили в собственном становлении как личности?

• Какие черты характера в человеке вы уважаете, а какие осуждаете?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности учеников.

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

Я вырос в тех степях, с теми волами, шуликами, задуманными могилами.

Вечерами я слушал, как пели журавли возле колодцев в оврагах,

а днем ширина степей навевала печаль бескрайности.

В тех теплых степях производилась кровь моя и душа моя.

В. Винниченко.

Лучше смерть, достойная славы,

чем опороченная жизнь.

Шота Руставели.

3.2. Тема: показ любящего, нежного, открытого сердца ребенка (Федьки), которое противопоставляется жестокости взрослых, безобразному и преступному обществу, которое калечит маленькие жизни и маленькие души.

3.3. Идея: возвеличивание честности, чувства собственного достоинства, изобретательности (Федька) и вместе с тем осуждение склонности к безрассудным поступкам, показной воспитанности, манерности, лицемерию, эгоизму (Толя).

3.4. Жанр: социально-бытовой рассказ.

3.5. Проблематика произведения:

• любовь и ненависть;

• порядочность и лицемерие;

• добро и зло;

• моральный выбор (между целостным благородным моральным миром бедняцкого ребенка и коварным, хитрым, эгоистически-двурушническим поведением малолетнего «барича-негодяя»).

3.6. Герои произведения: Федька, Толя, Степка, Ленька, Спирка, Гаврик, Иван (отец Федька), Иваниха.

3.7. Композиция. Экспозиция: знакомство с Федькой, его разбойничьим поведением,

характером; взаимоотношения халамидника с другими ребятами.

Завязка: выступление ребят на ледоход.

Кульминация: сцена, в которой после приключения на реке, когда Федька спас мальчика Толю, родители тяжело наказывают ни в чем не виновного «халамидника». Толя хочет перевести свою вину на Федька - и тот еще раз спасает его.

Развязка: смерть Федьки.

3.8. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

• Какие впечатления возникли у вас после того, когда закончили читать рассказ? Что вас захватило или вызвало отрицательное отношение в произведении?

• Кто является главным героем в произведении? Какое у вас отношение к нему?

• Почему Толя приходил домой «задрыпаный, подранный, с разбитым носом?» (Федька соблазнял).

• За что вторично били Федьку? (Из-за него Толя порвал штанишки, когда лазили за воробьями).

• Что об этом свидетельствует? (Распределение людей на бедных и богатых).

• Чего боялись родители Федьки относительно родителей Толи? (Из квартиры выгонят).

• Что увидел Федька на улице во время дождя?

• Что он сделал? Кто подталкивал его к этому?

• За что снова бьют мальчика после дождя?

• О чем рассказал Федька ребятам? (О ледоходе).

• Почему Федька решил не идти в школу?

• К чему подбивал Федька ребят?

• Чем ребята обидели Толю? (Сказали, что отец у него пузатый).

• Прочитайте описание ледохода. В чем здесь проявляется мастерство писателя-живописца?

• Какой разговор возник между ребятами на ледоходе?

• Почему и на что подрались Толя и Федька?

• Каким образом Федька переправился на другую сторону реки?

• Какие чувства возникали у Толи во время переправы? Кто и как помог Толе?

• Что случилось с Федькой?

• Почему Толя не помог Федьке? Как это его характеризует?

• Как ребята вытянули Федьку из воды? Прочитайте.

• Из-за чего Федька солгал отцу Толи? Как это его характеризует?

• Что предложил отец Толи отцу Федьки?

• Чем же закончилась история с Федькой?

• В чем проявилась бездушность Толи к Федьке во время похорон?

3.9. Художественный рассказ об удивительном мальчике Федьке, его жизни

и приключениях, отношениях с ровесниками.

Федька - халамидник – заводила, детский «атаман». «Покой был его врагом», - сказано о Федьке в авторской ремарке. И это в самом деле так. Федька любит устраивать рискованные развлечения, дразнить соседских ребят. Сколько в нем отваги, жизненного азарта, изобретательности и той надежности, которая, собственно, и делает его предводителем! В рассказе «Федька - халамидник» важно не только напряжение действенной интриги, а и психологический сюжет. Вот как автор рисует сцену, в которой один проявляет слабость духа, а второй - великодушие (Слабый духом трусливый Толя перекладывает свою вину на Федьку - и тот его спасает) «У Федьки снова свалилась с головы шапка, как ударил его Толин отец. Он поднял ее и посмотрел на Толю. Но Толя прислонялся к матери, которая ласкала его и жалела его...».

Федька пожалел Толю, а расплатился за это тяжелыми побоями своих и чужих родителей, и, в конце концов, собственной жизнью. Тем не менее, очевидно, по-иному он не мог. Видеть перед собой слабого, морально придавленного, испуганного и нанести ему удар - это не в характере Федьки, это выше его достоинства!

V. Закрепление изученного материала.

Литературная викторина.

1. Родиной для Винниченко является... (Кировоградщина).

2. Первое литературное произведение Владимир Константинович написал в... (14-летнем возрасте).

3. О чем было первое произведение автора? (Запорожская Сечь).

4. Под влиянием какого писателя В. Винниченко пробует собственные силы в изящной словесности? (Т. Шевченко).

5. Какое название имел первый рассказ писателя, который был напечатан в журнале «Киевская старина»? («Красота и сила»).

6. С какими выдающимися писателями В. Винниченко познакомился на литературных вечерах в доме Чикаленко? (Б. Гринченко, Лесей Украинкой).

7. Первый детский рассказ писателя имел название... («Комедия с Константином»).

8. Последние годы жизни В. Винниченко провел в эмиграции в... (Франции).

9. Почему произведение «Федька - халамидник» В. Винниченко считается автобиографическим? (Своему герою отдал немало собственных черт).

10. Определите жанр произведения «Федька - халамидник» (социально-бытовой рассказ).

11. Что наиболее ценил отец в своему сыне Федьке? (Откровенность, правду).

12. Чем заканчивается произведение В. Винниченко? (Смертью Федьки и получением удовлетворения Толей).

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

VI. Творческая задача к рассказу В. Винниченко «Федька - халамидник».

1. Выясните значение слова «халамидник» в словаре. Сравните значение этого слова в произведении со справочной литературой.

2. Подберите к слову «халамидник» синонимы.

VII. Объявление результатов учебной деятельности учеников.

VIII. Домашняя задача.

Составить план к произведению «Федька - халамидник», подобрать материал для характеристики образа Федьки.

Страницы: 1 2

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать