В. Винниченко «Федька-Халамидник». Федька как личность

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

г) лживый; («Неправда! Неправда! - еще жалобнее и со страхом забился Толя. - Я не хотел идти, а они меня потянули на реку. А там Федька взял и пихнул меня на лед... Спросите всех...Я не виноват»).

д) равнодушный к горю других; («Когда Федькин гроб спрятался за углом улицы и не было уже никого видно, Толя отошел от окна, перекрутился на одной ноге и побежал играть с чижиком»).

е) коварный; («...чижика он сказал Федька должен отдать ему, так как он его выиграл у Федьки»).

4.4. «Пугливый, как заяц, а вредный, как кошка». (Народная мудрость о герое).

5. Художественные средства в произведении.

5.1. Контраст.

В. Винниченко называли мастером контрастов.

Контраст = антитеза = противопоставление - стилистическая фигура, авторский прием.

В каждом произведении писателя, а также в этом присутствует метод  противопоставлений, именно им он передает контрасты в обществе и в душах людей. В. Винниченко не просто эпизодически использует противопоставление, а часто строит на них все произведение.

- Где, как и зачем автор «Федьки - халамидника» использует антитезу?

Внимание учеников нужно сосредоточить на том, что социальные контрасты являются фоном для изображения событий, ситуаций, характеров. Перед нами два мира, два полярных лагеря. С одной стороны, - «уличный мальчик Федька с больным, изможденным работой отцом «типографчиком» и измученной разнервничавшейся матерью. А с другой - «нежный, деликатный, смирный» и «чистенький» ребенок Толя, его «благородный» и богатый «папа» и «чуткая и деликатная» мама.

Характеры ребят - тоже полная противоположность. Можно спросить:

- Какие эпизоды их наиболее полно раскрывают?

Сперва ученики зачитают и прокомментируют отрывок, который рассказывает о переходе Федькой весенней реки. Например, от слов: «Федька прыгнул на лед...» до слов «...что говорить такому сумасброду». Они отметят отвагу, смелость, упорство, сноровку, отчаянность, сообразительность маленького «головореза» в неравной борьбе со стихией.

Зависть Федькиной победе и напыщенная самоуверенность толкают в ту же борьбу и Толю, и на малодуху, слабосильный, ласкаемый господский ребенок ждет поражения. Можно зачитать отрывок от слов: «Толя аж запыхался...» и до слов «...тихонько стал плакать».

Приближается трагедия, на берегу - паника и страх взрослых и детей. Развитие событий достигает апогея. Федька бросает вызов бушующей реке, испуганной толпе и освобождает из ледового плена Толю. Вместе с тем Толя даже не старался помочь вытянуть из ледяной воды своего спасателя.

И снова впечатляющие силой контрасты. Эгоизм, плачевность, душевная низость Толи, который лишь дрожит за собственную шкуру и подло переводит вину на товарища, которому обязан жизнью, - это один внутренний мир. Мужество, сила воли, честность, благородство, порядочность, способность к самопожертвованию, великодушие Федьки - это другое. И разделяет эти два мира исполинская пропасть, которая не суживается, а наоборот, становится шире после трагического финала - смерти маленького «халамидника».

Поступок Федьки - действительно благородный, не каждый взрослый решится на подобное. Единственный раз в жизни приходится Федьке сказать неправду, выручив этим (уже вторично) труса Толю. За героизм мальчик расплатился своей жизнью.

Развязка дает возможность говорить еще об одном признаке творческой манеры Винниченко: неожиданность завершения рассказа или новеллы. Таким изображением финала писатель подобный композитору. Наверное, не случайно часть произведений, как удостоверяют записи «Дневника», писались под музыку (чаще всего жена играла Бетховена).

Последним штрихом в рассказе к изображению трагедии является важная деталь. Похороны Федьки, пареньки плачут, провожая товарища в последнюю дорогу, а Толя наблюдает из окна, ведь «интересно посмотреть, как будут хоронить Федьку - халамидника». И уже когда процессия исчезает из вида, Толя «перекрутился» на одной ноге и побежал играть с чижиком. А дальше: «Этого чижика он сказал Федькиной матери, отдать ему, так как он его выиграл у Федьки». Последние авторские слова волнуют души читателей, держат их в не меньшем напряжении, чем во время всех перипетий развертывания сюжета.

5.2. Пейзаж.

Довольно оригинальные у Винниченко картины природы. Большей частью

описания природы в рассказе подаются соответственно в душевное состояние героев. Пейзаж - не просто фон, а тоже действующий персонаж, который находится в полнейшей зависимости от настроений человека. Писателя не интересует эстетичная роль пейзажа, для него важными являются лишь эмоции, которые вызывают это описание.

- Зачитать и проанализировать картину весеннего наводнения из рассказа.

5.3. Сравнение.

«Будто бес какой сидел в мальчике», «щеки, будто оловом налитые», «как Соловей-Разбойник», «ворота, будто сундучок», «камень, а не ребенок», «дождь такими потоками, будто там тысячи Федь», «лед, как вымоченный сахар», «словно не слышал», «будто твой отец, стал пузатый Федька», «прыгает, как кошка», «как сквозь сон видел», «куски лезли на нее, словно собирались раздавить живое создание», «льдины лезли друг на друга, было похоже на то, как гонят большой грохот волов», «прыгнул, будто пробуя его».

5.4. Метафора: «солнце хитро выглядывает из-за паровой мельницы», «бумажный змей кокетничает и качает головой», «стыдливо улыбается своими небольшими синими глазами Толя», «дождь сечет»; «гром трещит», «выделяет пар земля», «лед трещал, лопался», «лед идет».

5.5. Язык произведения.

Присуще: лаконизм, сжатость, скряжничество, динамичность и «беспощадность», «образно-отрывистое» предложение и драматические диалоги с повторами, восклицаниями, отрывками фраз. Использование диалектизмов, русизмов, жаргонизмов оказывало содействие полному и правдивому изображению эпохи.

Вывод. Основная роль художественных средств не «украшения», а яркое, образное и точное воспроизведения жизненных явлений.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Решение тестовых задач.

1. Федьку - халамидника еще называли:

а) мужланом; б) разбойником; в) хулиганом.

2. С чем Федька боролся на каждом шагу из-за своего неординарного поведения?

а) со всем миром; б) добром и равнодушием; в) покоем.

3. Среди детей мальчик был первый:

а) по сообразительности и находчивости; б) прыжках в длину; в) силе.

4. Какого сказочного героя напоминает Федька?

а) Кирилла Кожемяку; б) царевича Ивана; в) Соловья-Разбойника.

5. Какое художественное средство использовал В. Винниченко, высказывая

: «Небо высокое-высокое, синее и холодное»?

а) эпитет; б) сравнение; в) метафору.

6. Отец Федьки работает: а) на винокурне; б) типографии; в) водителем автобуса.

7. Какую мысль о Федьке высказывает мать, когда тот получает ремнем от отца?

а) «Боже, какое же это бесовское дитя»; б) «Камень, а не ребенок»; в) «Беда какая-то, а не мальчик».

8. Чего не любил Федька и за это его отец одобрял?

а) обижать девушек; б) издеваться над товарищами; в) врать и товарищей выдавать.

9. Больше всего Федьке доставалось из-за Толи, так как Толя:

а) маленький мальчик, которого обижал Федька;

б) сын хозяина того дома, где жила семья Федьки;

в) ребенок хозяина, у которого работал отец Федьки.

10. Мать Федьки называла Толю:

а) одаренным, нарядным ребенком;

б) мальчиком с большим будущим;

в) ребенком благородным и нежным.

11. Толя - чистенький, со щечками, как: а) просвира; б) красное яблоко; в) в морозный день.

12. Что запрещала Толе его мать?

а) дружить с Васькой;

б) подходить к окну и выглядывать через него на улицу;

в) гулять поздно вечером.

13. Почему Толя решает выйти на улицу в дождливую погоду?

а) хотел в магазине купить вкусных конфет;

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector