x x
menu

В. В. Дрозд. Ироническая, аллегорически-химерическая проза современного прозаика. «Ирий»

Ход урока

I.          Организационный момент

II.        Актуализация опорных знаний

Литературная викторина «интеллектуал» - путями жизни и творчества В. Дрозда

1.         Область Украины, которая стала местом рождения В. Дрозда. (Черниговщина)

2.         В какой семье родился будущий писатель? (Земледельца)

3.         Из-за чего детство В. Дрозда было печальным? (Война, смерть матери)

4.         Кем работал художник слова после окончания школы? (Журналистом в районной газете)

5.         Высшее учебное заведение, которое закончило Владимир Григорьевич заочно. (Киевский государственный университет)

6.         Название первой книжки новелл и рассказов художника. («Люблю синие звезды»)

7.         Из которой причины не вышло из печати второй сборник В. Дрозда? (Не понравилась официальным рецензентам.)

8.         Какое произведение есть продолжения рассказа «Белый конь Шептало»? («Конь Шептало на молочарне»)

9.         Определите вознаграждения писателя. (Лауреат премии имени А. Головка, Государственной премии Украины имени Т. Шевченко, Государственной премии Украины имени. Шевченко, Международной премии Фундаций Антонович (США))

10.       К которому из произведений В. Дрозда рецензент высказали «грозный оклик»? («Белый конь Шептало»)

11.       Кого касается данная характеристика из произведения В. Дрозда «Белый конь Шептало»: «Среди всех работ он более всего недолюбливал крутить повод и ездить к городу»? (Коня Шептала)

12.       Какое название имело произведение об «страницах веселой автобиографии» В. Дрозда? («Как я родился»)

Примечание. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

III.       Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности

IV.       Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1.         Вступительное слово учителя

Владимир Дрозд вошел в нашу литературу без далеких происков, как-то неожиданно.

Одна из характерных особенностей, которые отличает прозаика из других, - это то, что он почти некогда не повторяется, почти каждое его произведение обозначено новыми поисками. Речь идет не только о поисках новых форм выражения, а прежде всего о стремлении открывать современнику нетронутое из народной жизни. Писатель, искать форм связи с жизнью, с настоящим, сам становится ближе к тем людям, образы которых изображает. И все же повесть «Ирий», с содержанием которой мы сегодня начинаем знакомиться, выдается неожиданной для поисков В. Дрозда.

2.         ироническая, аллегорическая, химерическая проза В. Дрозда

Химерический - означает странный, фантастический. С произведениями В. Дрозда, такими, как повести «Ирий», «Замглай», «Баллада о Сластене», «Одинокий волк», новеллы «Солнце», «Три волшебные жемчужины», «Белый конь Шептало», связанные достижения химерической прозы, украинского варианту модного в литературе 70-х мифологизма. Нужно указать, художественная условность в В. Дрозда целиком оригинальная, причудливо раскованная, вырастает из традиций национальной» химерической» демонологии - и литературной (В. Дрозд подчеркивает влияние на него Гоголя и Лесиной «Лесной песни»), и фольклорной - сказки, легенды, пересказа, бывальщины, обломков славянской мифологии, которая по сей день держится «полесских лесов и болот со всеми их чертовщиной». Густая мифологичность, но другого, более философского плана, пронизывает все клетки отмеченного Шевченковской премией романа «Лися земли», Оригинальным есть В. Дрозд и в своей автобиографической « повести-шоу» «Музей живого писателя...» (1994).

3. Работа над произведением В. Дрозда «Ирий» (1974)

3.1.      Выразительное чтение и перессказывания весомых эпизодов произведения.

3.2.      Тема: рассказ о жизни людей современного колхозного села, их заботы и стремление в первые послевоенные года.

3.3.      Идея: возвеличивание молодой человека (Михаил Решето), который побеждает в борьбе с мещанскими пережитками.

3.4.      Основная мысль: в жизни каждого человека есть вечное и быстротечное.

3.5.      Жанр: веселая, иронически-химерическая повесть. Эта повесть поэтическая и сатирическая, она веселая и кое-где печальная.

3.6.      Особенности произведения:

а)         писатель кладет в основу произведения не сказку, не легенду, традиционный - всемирно знаемый украинский юмор, собственно, один

его древнейший и наименее ныне расширенных жанров - не

быль, бессмыслицу.

б)         В. Дрозд смело соединяет химерные  давней народной небылицы из не менее щедрым внутренним миром нашего современного подростка.

3.7.      Сюжет.

В произведении убедительно зарисовывается становление характера подростка в начале пятидесятых лет. Оптимистичный пафос ее - в так как борьбе найчеснейших  граждан, тружеников послевоенной отстроенной поры с силами, которые стремились нажиться на временных трудностях, на горе народному, удовлетворяя свои кургузые обывательские инстинкты. Идейно- художественная концепция повести именно в том и заключается, что подросток Михайло Решето, который потерял на войне отца, живет на материнские нелегкие трудодни, всем естеством своей чистой души воюет за человечность, за добро

и красоту, за то, что мы называем высокими идеалами, воюет против уродов, рожденных мещанством.

В этой борьбе М. Решето не самостоятельный. На его стороне - правда нашей новой жизни, правда наших идей, глубоко, с молоком матери, с первым печатным словом, с первым напутственным словом учителя усвоенная подростком. На его стороне - родившиеся нашим прекрасным временами новые люди современной эпохи Паровозники. Образ Паравозников, отца и сына, образ какой языков лучом пронимает все произведение, предоставляя ему особого общественного веса. Образ Паровозника западает в душу, запоминается. «Ступал он медленно, натружено, немного в розвалочку , будто пакульские мужчины, когда возвращали из косовицы, а меня не оставляло ощущения, что это не Паравозник идет, а самые Сосновые, Песчаные, Рыболовецкие, Зеленые, Радульские, Пакульськие улицы и улочки плывут навстречу ему и расступаются, как вода перед кораблем...» Выразительно и точно сказано. Миссию обновления общества, формирование Человека взяло на себя наше знаменитое рабочий класс.

Главный герой повести - Михаил Решето принадлежит к тем паренькам, которые воробья могут назвать дрофичем, а курку - страусом Их воображение щедрое от природы От колыбельной.

Герой народных бессмыслиц, человек веселый и показывающий , которая напоминает кое-чем барона Мюнхаузена, умеет вытянуть себя за чуба из болота, спуститься с неба, дотачивая веревку, на которой висит, отрывками той же таки веревки, он удосуживается на много див, матерью которых есть удивительно плодотворная, раскованная народная фантазия.

3.8.      Композиция.

Произведение состоит из восьми частей:

  • «Зеленая корова Манька»;
  • «Вечерняя прогулка по Ирию»;
  • «Соломянины»;
  • «Винария дяди Дениса»;
  • «Чудище Собанеревой горы»;
  • «Любовная драма Михаила Решета»;
  • «Перелетные птицы»;
  • «Научная экспедиция на Кукуриковщину».

Экспозиция: знакомство с главным героем произведения Михаилом Решетилом; его матерью, родственниками.

Завязка: «отлет» Михаила в Ирий.

Кульминация: решение мальчика отправиться в экспедицию лишь бы не отступать перед трудностями, довести себе, что он - человек; выполнить приказ матери - найти настоящую родительскую могилу.

Развязка: выступление экспедиции в путешествие на Кукуриковщину.

3.9.      Особенности названия произведения.

Пакульский мальчик Михаил Решетило отлетает в Ирий ( Ирием называется первая остановка «отлета» автобиографического героя, городок, куда его, подростка, забирают дядя и тетка заканчивать школу).

Пакуль - место, откуда ведет начало и где завершается мистерия человеческой жизни Дроздового героя.

3.10. Обработка идейно-художественного содержания произведения Фронтальное опрашивание.

3.10.1. «Зеленая корова Манька».

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать