Цель: ознакомить школьников с жизненным и творческим путем В. Сосюры, повторить сведения из теории литературы (понятие об интимной лирике, стихотворных размерах); обработать идейно-художественное содержание произведения поэта «Базилики».Развивать память, логическое мышление, внимание, наблюдательность, умение выразительно и вдумчиво читать произведения высказывать собственные мысли; строить заключения, воспитывать чувство почета к творчеству В.Сосюры, повагу к искреннему чувству - любовь.
тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: портрет В. Сосюры, библиотечка произведений писателя, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).
Ход урока
І. организационный момент
II. актуализация опорных знаний
1. Беседа за вопросами
- Дайте определение стиху как литературному жанру. (Стих (лат. уе-г$ш - повтор, поворот) - 1) Ритмическая строка художественного произведения. 2) Художественное произведение, написанное такими строками)
- Каким образом произведения писателей связанные с их жизнью?
- Какие поэзии о воспроизведении красоты природы вам известные?
- Назовите растения-символы. С какой целью писатели используют их в своем творчестве?
- Чему человек и природа представляют единое целое?
- Исследуйте, каким образом природа влияет на внутренний мир человека?
- Какие цветы вы любите? Чем они привлекательные?
III. объявление темы, цели урока. мотивация учебной деятельности школьников
IV. восприятие и усвоение учениками учебного материала
1. Вступительное слово учителя
Широкоплечий, коренастый, лицо смуглое, задумчивые вишнево-карие глаза. Быстрая походка. Голос высокий, нежный. Таким был В. Сосюра - выразитель поэтической души своего народа. Творчество Владимира Николаевича навсегда осталось одной из ярчайший страниц родной Украины.
2. Жизненный и творческий путь В.Сосюры
(материал для учителя и учеников)
ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ СОСЮРА (06.01.1898-08.01.1965 г.)
2.1. Детство Владимира Николаевича Сосюры.
Родился Владимир Сосюра 06.01.1898 г. на станции Дебальцево Донецкой области. Свое происхождение семья связывает с французской линией Сосюр, представителем которой был известный языковед Фердинанд где Соссюр, или с казацким родом, от кубанских Сосюр. Семья была большой: отец с матерью и восемь детей. Отец - Николай Владимирович: «Этот феномен и жертва в свое время,- как писал о нем поэт,- был человеком кроткой и способной. По специальности чертежник, но на своем возрасте изменил много профессий. Учительствовал по селам, был сельским адвокатом (за пятак писал крестьянам «прошение» к суду, был землемером, строительным, чернорабочим, брался за кайло и спускался в шахту. Часто конфликтовал с начальством, поэтому й менял работы. А затем и семья вынужденная была переезжать из места на место. Отец чудесно рисовал, особенно акварелью, играл на гитаре и хорошо пел. А еще пробовал писать стихи русским и украинским языками. Затруднение и нужды угнетали его, он стал часто выпивать и рано умер».
Иметь поэта - Мария Даниловна, работница из Луганска, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. В молодости была очень красивой, даже на общегородском балла в Луганске получила первый приз за красоту.
После рождения Владимира семья переезжает в поселок Третья Рота (теперь город Верхний), где и прошло его детство.
Из детства запомнил Сосюра и белую меловую гору, и все в акациях село, и терпкий вкус кислиц. Упоминалась ему и бедная материнская кофта, и потоптанные отцовские сапоги.
2.2. Года обучения. Любовь к литературе.
Первые года обучения прошли под надзором отца. Когда мальчик обращался к нему с просьбой решить задачу, отец умышленно отказывался помогать, объясняя это тем, что таких задач он некогда не решал. Володя был «круглым отличником». А когда он после второго класса за отличное обучение принес домой похвальное письмо и полное собрание сочинений Г. Гоголя, отец от радости заплакал.
После смерти отца приходилось обучение объединять с заработками, чтобы самому жить, да и помогать матери. Работал в бондарном цеху, телефонистом, чернорабочим, не сторонился случайных заработков. Бедность и затруднение не дали возможности получить среднее образование. После двухклассной сельской школы учил в ремесленном училище на слесаря, а потом - в Камянской сельскохозяйственной школе, которую вынужденный был покинуть, так как после смерти отца (1919) на него, старшего в семьи, легли заботы о матери и семерых меньших братцах и сестричках.
Из ранних лет мальчик много читает. Особенно его захватывает приключенческая литература. Поскольку денег на книжки не было, то он даже в прохожих спрашивал, или нет в них чего-то интересного о нышпорок. Аж пока не «наткнулся» на Сергея Лукича Зубова, заведующего заводской библиотекой, который стал поставлять его литературой.
Владимир много читал. Его сердце окрыляли Шевченковские стихи. Захватывался он и произведениями Франко, Леси Украинки, Пушкина, Лермонтова. Сам начал писать из четырнадцати лет. Взявшись за перо в далекие дни юности, художник не выпускал его из рук свыше сорока лет.
Вдоль 1922-1923 лет Сосюра учит в Харьковском коммунистическом университете имени Артема, а потом два года - на работ-фахе Харьковского института народного образования (университета).
2.3. В.Сосюра в вире исторических событий.
В 1918 г. в составе рабочей жены содового завода В. Сосюра принимает участие в восстании против кайзеровских войск, становится казаком петлюровской армии, входит в личную стражу самого Петлюры. Со временем он убежал с ее лав и попал в плен к деникинцам. Его расстреливали как петлюровца, но рана оказалась несмертельной, и поэт выжил. Судил В.Сосюру и красный ревтрибунал, и только житейская мудрость главы трибунала, который рассмотрел в мальчугане поэта, спасла ему жизнь.
В 1920 г. В.Сосюра оказался в Одессе, где его, больного тифом, приняли в свои лавы бойцы Красной Армии. В 1920-1921 гг. В Сосюра воюет с белополяками и армией Н.Махно.
В 1941 г. поэт был эвакуирован к Башкирии, 1942 г. работал в Украинском радиокомитете в Москве, 1943 г. входил в редакцию фронтовой газеты «За честь Родины».
Поэт умер от гипертонии 8 января 1965г.
2.4. Литературная деятельность художника.
Первые поэтические попытки были на русском языке, очевидно, под влиянием перечитанных русских книжек. Когда писал первого стиха, то, как упоминает поэт, у него было такое «идиотское лицо», что бабушка, проходя мимо него, сказала: «Брось писать, так как из ума сойдешь». И решающее влияние на формирование будущего поэта малая русская и украинская классика (Пушкина, Лермонтов, Шевченко, Франко), народная песня.
Славу принесли В. Сосюре уже первые сборники - «Поэзии» (1921) и «Красная зима» (1922). Сын шахтерского края, Сосюра стал вдохновенным певцом родного края и человеческой работы.
Лирику Сосюры лет Отечественной войны (сборника «В час гнева», 1942; «Под гук кровавый», 1942; многочисленные публикации в периодике) пронимают два мотива: вера в победу и вместе с тем неретушированный показ человеческой беды.
Послевоенное творчество поэта - это полный взлет его таланта. За сборник поэзий «Чтобы сады шумели» Сосюре присужденная Государственная премия І степени (1949), а за книги «Ласточка на солнце» и «Счастье семьи трудовой» - Государственная премия имени Т. Г. Шевченко (1963).
Поэт откликался на все актуальные вопросы современности, тонко ощущал новое в жизни. На его тексты созданы много замечательных песен. Поэзия Сосюры самая по себе является волшебной мелодией.
2.5. Особенности поэтического слова В. Сосюры.
Искренность лирического голоса писателя, безопасность его чувств волнует нас к глубине души. Вся своя жизнь он жил и дышал поэзией. Она была частицей его самого.
Его слово имеет магическое действие, так как сотканное из пылкого и нежного поэтового чувства. Сложнейшие темы из народной жизни поэт умел согреть искренним теплом своего сердца. Для стиля Сосюры присущие взволнованность, эмоциональность, реалистическая образность, умение задушевно вести разговор с читателем.
Родной язык стал неисчерпаемым колодцем поэтического слова, откуда он черпал сокровища, укладывая их в стихотворные строки. В. Сосюра всегда заботился о точности и красоте слова, афористичность выражения. Он надолго вошел в украинские сердца, поскольку все творчество поэта - образец верного служения народу.
Окончание сочинения: 1
2 3