x x
menu

В. Симоненко «Прохожий». Проблема индивидуальности и толпы

Цель: раскрыть аллегорическое содержание стиха В. Симоненко «Прохожий», выяснить художественные особенности поэзии, ее идейно-тематическое направление; развивать умение грамотно высказывать собственные раздумья о смысле человеческого бытия, строить заключения, обобщение, принимать участие в дискуссии; формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать чувство уважения, любовь и к человеку, обществу; прививать интерес к результатам собственной работы.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет В. Симоненко, Л. Костенко; книжная выставка поэтических произведений писателя, фотоматериалы А. Ткаченко о В. Симоненко, дидактический материал (тестовые задачи, карточки), толковый словарь.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний викторина «познай произведение В. Симоненко»

Кто сказал, что все уже открыто? Зачем мы родились тогда?

(«Гей, новые Колумбы и Магелланы...»).

Вырастешь ты, сын, отправишься в дорогу, Вырастут с тобой усыпленные тревоги.

(«Лебеди материнства»).

Другие будут ходить люди, Другие будут любить люди - Добрые, ласковые и злые.

(«Ты знаешь, что ты - человек?»).

И если упадешь ты на чужом поле, Придут из Украины вербы и тополя...

(«Лебеди материнства»).

Кто смеялся - они хватали и нагайками шмагали, Так что в царстве том везде Хватало плача и слез...

(«Царь Плакса и Лоскотон»).

Я услышал о вашем горе. Есть чудная одна земля - Каждый делает там, что захочет... Я отправлю всех туда.

(«Путешествие в страну Наоборот»).

И жить спешить надо, Любить спешить надо - Гляди же не проспи!

(«Ты знаешь, что ты - человек?»).

А если открою уже открытое,- Друзья! Вы подскажете мне...

(«Гей, новые Колумбы и Магелланы»).

Разозлился Невмывака, Какая сорвалась атака,

И велел поставить, проклятый, Вокруг поляны часовых.

(«Путешествие в страну Наоборот»).

Сам же он живет и поныне, Детям носит искренний смех В разрисованной торбине, В пальцах кротких своих.

(«Царь Плакса и Лоскотон»).

Можно выбрать друга и по духу брата, Но нельзя родину выбирать.

(«Лебеди материнства»).

А он снова шел.

И смотрел прямо,

И снова

Вдохновенно создавал ходы!

(«Прохожий»).

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

Его произведения, преисполненные любви к народу,

к его многострадальной истории, учат добру и милосердию...

захватывают искренностью и мужеством, лиризмом и нежностью.

О. Гончар.

Поэзия - это всегда неповторимость,

какое-то бессмертное прикосновенье к душе.

Л. Костенко.

1. Объяснение слова «прохожий» (толковый словарь).

Прохожий, - 1. Который идет, переходит с одного места в другое, находится где-нибудь во время перехода или путешествия. // Который, переходя с места на место, просит милостыню, или идет на богомолье. 2. В значении им. прохожий, -жего, ч.; прохожие, -жий; Человек, который, переходя мимо кого-то, через что-то, идет куда-нибудь в каком-нибудь направлении.

2. Идейно-художественный анализ поэзии В. Симоненко «Прохожий».

2.1. Выразительное чтение стиха.

2.2. История написания произведения.

Поэзия посвящена Л. Костенко. Впервые стих был напечатан с посвящением в газете «Литературная Украина» от 26 февраля 1963 года.

 2.3. Тема: изображение разного отношения людей к прохожему (индивидуальность), который, идя, внезапно споткнулся.

2.4. Идея: прославление сочувствия, понимание горя другого; осуждение жестокости, ненависти, зависти, зла.

2.5. Основная мысль: в обществе всегда есть люди, которые сочувствуют чужому горю или, наоборот, наслаждаются, злорадствуют тогда, когда кто-то внезапно споткнулся, с кем-то случилась беда.

2.6. Проблематика:

• смысл человеческого бытия;

• патриотизм;

• собственное достоинство и самодостаточность.

2.7. Особенности названия произведения. Аллегоричность образа прохожего.

В образе «прохожего» обобщен идеал человека, который целеустремленно шествует к цели, вызывая увлечение, а временами и зависть и ехидство, и «споткнется» на глазах толпы. Лирический герой Симоненко - земной, он ходит среди людей, и, несмотря на то что его «вдохновенной походки» никто не видит (замечают лишь тогда, когда «споткнулся мужчина»), он и дальше создает ее во имя будущего, во имя движения и прогресса.

2.8. Художественные средства в поэзии.

Риторические оклики:

«Как он шел!»

«С неистовой радостью на виду!»

«С гимном вулканным без музыки и слов!»

«Вдохновенно создавал ход!»

Риторические вопросы: «Что там?».

Метафоры: «струилась дорога», «даль... текла», «пели ноги», «тишина музыку берегла»; «планеты грядут на орбите».

Эпитеты: «жадные глаза», «неистовая радость, счастье», «смехом горячим», «сочувствовать убого», «чужая беда».

Повторы: «Как он шел!», «С неистовой...», «И никто...».

2.9. Обсуждение содержания поэзии. Беседа с вопросами.

• Что вам известно о Л. Костенко? Назовите ее произведения. Чем они запомнились, чем поразили вас?

• Какого человека, на ваш взгляд, уважают в обществе?

• Дайте определение гимна. Кто был автором гимна Украины? Как была создана хвалебная песня?

• Опишите походку лирического героя. Что писатель старался в ней подчеркнуть?

• Почему окружающие не замечали прохожего аж до тех пор, пока он не споткнулся?

• Как вы можете сжато охарактеризовать героя поэзии? Чем он отличался от других людей?

 • Приятно ли контактировать с таким человеком, как прохожий? Ответ обоснуйте.

• О чем свидетельствует отношение общества к лирическому герою? Как оно реагирует на беду человека?

• Почему прохожий несмотря ни на что продолжает ход?

• Как вы относитесь к чужому горю? Почему необходимо быть милосердным?

• Для чего в поэзии трижды повторяется строка «Как он шел»?

2.10. Составьте информационную гроздь, характеризуя лирического героя произведения В. Симоненко «Прохожий».

Творческий

Трудолюбивый

Счастливый

Прохожий Веселый

Оптимистичный Целенаправленный.

V. Закрепление изученного материала.

1. Проведение тестового опрашивания.

1. Когда лирический герой шел, то дорога: а) пылала; б) струилась; в) становилась широкой.

2. Какие ощущения охватывали прохожего во время собственной походки? Он был:

а) весьма уверенным в своих действиях; б) взволнованный и рассеянный; в) очарованный миром.

3. Поэзия В. Симоненко «Прохожий» посвящена:

а) Б. Олейнику; б) О. Гончару; в) Л. Костенко.

4. Во время путешествия лирический герой:

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать