x x
menu

Утверждение извечных этических ценностей в баснях Леонида Глебова

Литературное наследие Леонида Глебова очень богато - от лирических песенных произведений до стихов-загадок, шуток. Наибольшее признание Л. Глибовон получил как непревзойденный баснописец, который правдивым художественным словом преданно служил интересам своего народа. Поэтому басни Л. Глебова стали своеобразным символом добра и благородства, так как, черпая от народа мудрость, они учили добропорядочности, чести, достоинству и другим извечным морально-этическим ценностям. Такой является басня «Рисованный столб», написанная в 1891 году. Острая и злободневная по смыслу, она выступает против тех, кто, оторвавшись от своего «корня» - народа, предавал его, показывал равнодушие к его интересам, становился черствым, бездушным Столбом. Для украинцев культ родительного корня всегда был святым, поэтому люди, которые пренебрегали им, вызвали к себе чувство пренебрежения. Родительские корни - это высочайшие ценности в жизни человека, они и вырастают в любовь к своему народу и своей земле.

Для того, кто ради «рисованной» красоты отрывается от него, «мир не тот» и «судьба отреклась». Столбу Л. Глибов противопоставляет волшебную природу, наполненную жизни, и этот контраст еще больше усиливает поучительную мораль басни. Морально-этическая проблема поднимается и в басне «Песик», где сатира баснописца направлена на высмеивание лакейства, паразитизма, лицемерия, эгоизма и прислужничества. Интересно, что, изображая двух собак, автор дает одной кличку Бровко, а вторую обобщенно называет Песиком (он даже собственного имени не достоин, так как не заслужил его из-за паразитически-эгоистичного образа жизни). Общеизвестно, что украинцы всегда славились своим добросовестным трудолюбием. Таким и есть Бровко: он честно несет свою службу: «Двор стерегу и день, и ночь», хотя уважения за свое верное служение не имеет, ему приходится терпеть издевательства от хозяина. Песик живет сытой и паразитической жизнью:

  • И мягко спать мне, и мясо можно есть,
  • И бегаю не в сорняках,
  • Сухенькие лапки, хвостик чистый...

Какая же цена этому «счастью»? Басня определяет ее словами Песика-приспособленца: «На задних лапках я по-ученому служу». И Глибов неслучайно вкладывает у слова этого бездельника фразу: «Я то делаю, чего ты не сумеешь». И этим самим подчеркивает, что честному труженику не присущ такой угоднический и паразитический образ жизни. Кроме того, как и в «Рисованном столбе», мы выразительно ощущаем тему пренебрежения своим прошлым ради сытой и «рисованной» жизни. Больше того, баснописец будто предостерегает, что однажды поступившись моральными нормами, такие «песики» способны причинить беды и дальше.

Чрезмерная самоуверенность, высокая самооценка и преувеличения собственных возможностей, которые в народе определяется одним словом - спесь, осмеяны в басне «Жаба и Вол». Эту тему Л. Глибов затронул не случайно, так как она очень близка и понятна украинскому народу, который отмечается своей вежливой скромностью. Мне кажется, что даже образ Вола олицетворяет в себе здоровую силу и мораль народа, его трудолюбие. А вот Жаба (образ далекий от уважения), надумав уравняться с ним, «От напряжения щелкнула - да и одубела!».

Мораль басни автор определил сам: «...лучше жить, как милосердный Бог дает». И хотя любой из нас стремится достичь большего, нельзя ставить к себе и к жизни чрезмерные требования. Мы видим, что за всеми баснями, которые разоблачают нарушение морально-этических норм, звучит искренняя любовь к человеку - творца добра на земле.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать