Устные рассказы «Вечер в моем доме»

Учитель. Ребята, дома вы составляли устные рассказы о вечере в вашей семье. Сегодня каждый из вас будет выступать в двух ролях: рассказчика и слушателя. Давайте обсудим каждую роль: вспомним правила общения на уроке.

Итак, если вы рассказчики, каким должен быть рассказ, чтобы слушатели поняли и легко представили себе картину из жизни вашего дома?

Дети. — Рассказ должен быть последовательным.

    Рассказчик должен передать подробности домашней обстановки и детали быта, об этом было сказано в задании учебника.

    Он должен познакомить нас с членами своей семьи...

    Рассказать, чем занимается каждый...

    А также какие отношения между героями рассказа.

Учитель. Да, нелегка роль рассказчика, но роль слушателя тоже не легче. Как же вы должны слушать рассказы своих товарищей?

Дети. — Мы должны внимательно слушать...

    Не перебивать рассказчика, дать ему возможность высказаться до конца.

    Следить за последовательностью изложения рассказчиком своей мысли.

    И за тем, как рассказчик выполнил требования, изложенные в задании учебника.

(Далее ребята обмениваются рассказами, составленными дома. Слушатели могут задать рассказчикам вопросы, уточняющие ту или иную мысль, оценивают рассказы, отмечая достоинства и тактично указывая на недостатки каждого ученического ответа.

По ходу работы учитель также может задать детям вопросы, например:

    Какие подробности помогли вам представить картинку жизни современной семьи, отличную от жизни и быта людей в XIX веке?

    А какие общие детали в описании вечернего досуга людей можно отметить в ваших рассказах и в стихотворении Сурикова? И т. д.)

Такая работа поможет детям соотнести события отдаленного XIX века с современностью, найти общие и отличительные черты. Это сравнение облегчит детское представление о том, чего ребята никогда не видели.

2. Выразительное чтение стихотворения И. 3. Сурикова «Детство»

(Ребятачтецы стараются интонацией передать чувства и настроения героя, слушатели оценивают чтение наизусть.)

П. Повторение полученных в 1м классе знаний о стихотворной речи

Учитель. Почему этот текст можно назвать стихотворением?

Ученица. Его очень легко учить, так как он имеет ритм и рифму.

Учитель. Докажите на примерах.

(Ребята находят в тексте рифмующиеся слова.

При определении ритма дети проговаривают хором четверостишия, сопровождают чтение хлопками в ладоши.

Закончить работу над особенностью стихотворной речи можно ознакомлением школьников со схемой ритмического рисунка стихотворения.

Составляется схема на доске. Учитель показывает, как 1е четверостишие можно записать с помощью схемы, каждый слог обозначив дугообразной линией: и. Затем ребята хором прочитывают четверостишие, выделяют ударный слог хлопком в ладоши. Учитель на схеме ударный слог обозначает специальным знаком:

иийий Работу над ритмическим рисунком следующего четверостишия дети пробуют выполнить самостоятельно: один ученик — на доске, остальные — в тетрадях. После сравнения результатов работы учащиеся приходят к выводу, что в стихотворном тексте прослеживается четкий ритм: чередование ударного и безударного слогов; соблюдение одинакового количества слогов в 1й и 3й строке, 2й и 4й строке.)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент