Цель урока: совершенствовать умение правильно ставить знаки препинания в осложненных простых предложениях, правильно употреблять эти конструкции в речи. Материал для словарно-семантической работы: торос, ресурсы, покров. Основное содержание урока. I. Обобщение сведений об употреблении знаков препинания в осложненном простом предложении. Прослушивание подготовленных учащимися связных сообщений. II.

Совершенствование пунктуационных навыков при составлении собственных высказываний 1. Объяснительный диктант с дополнительным заданием: указать, в каком тексте предложения с однородными членами используются для группировки предметов или явлений, я в каком для образного, выразительного отражения действительности. 1. В Восточной Сибири сосредоточена почти половина всех гидроэнергетических ресурсов нашей страны. Особенно богатыми источниками гидроэнергии являются реки: Ангара, Лена, Енисей. Учёные подсчитали, что если воды Волги, Камы, Днепра и Дона соединить вместе и пустить по одному руслу, то и тогда их мощность для выработки электроэнергии не пересилит мощь Ангары.

(Из «Детской энциклопедии»). 2. Речки были разные: с узкими и широкими долинами, с открытыми и занесенными берегами, каждая со своим ледяным покровом, то ровным и гладким, то покрытым зубчатыми торосами. Вся местность вокруг: на юг и на север, на восток и на запад — была рассечена речками и ручьями, все речки и ручьи, поблуждав по местности, находили путь только на восток, к огромной реке, называемой Енисеем, впадали в неё, и та, подхватив их воды, неслышно несла громадную и общую ношу в океан.

(По С. Залыгину). 2. Составление небольшого высказывания в научном стиле речи о проведении какого-либо опыта по химии или физике.

В составленном тексте указать предложения с однородными членами и объяснить их использование. 3. Составление предложений с двумя-тремя вводными словами, выяснение цели употребления данных вводных слов в разных стилях речи: По-видимому, по всей вероятности, как правило, бесспорно, действительно, естественно. Видимо, видать, может, скорее всего, пожалуй, в самом деле, чего доброго. 4. Написание небольшого отзыва о понравившейся книге (фильме, спектакле) с выражением собственного отношения и привлечением чужих высказываний.

Использовать необходимые вводные слова или предложения, объяснить знаки препинания при них. 5. Творческий диктант с заданием: заменить придаточные определительные предложения причастными оборотами, а придаточные обстоятельственные — деепричастными. Указать, в каких конструкциях определительные и обстоятельственные значения выражены сильнее. Объяснить знаки препинания в измененные предложениях.

1. Багряная листва, которая была покрыта росой, шуршала под ногами. 2.

В застывшем небе гасло последнее облако, которое было освещено холодным закатом. 3. Огромные тучи, которые были озарены огнями гавани, грудились над портом. 1. Настоящий товарищ, если что-то пообещает, никогда не станет тянуть с выполнением обещания. 2. Юность людей старшего поколения была особенно напряжённой и тревожной, потому что совпала с началом нынешнего века. 3. Вы надолго запомните красоту и необъятность нашей Родины, когда отправитесь путешествовать по ней. Дополнительное задание: можно ли заменить придаточную часть деепричастным оборотом в предложении Когда я подходил к школе, прозвенел звонок на урок? 6. Выяснение особенностей употребления предложений с обособленными членами, выраженными причастными и деепричастными оборотами. Анализ записанных на магнитофон образцов речи учащихся во время ответа на уроке и на перемене при общении с товарищами. Школьникам предлагается сделать вывод, для какой речи (книжной или разговорной) характерны конструкции с обособленными второстепенными членами предложения. Домашнее задание: подготовить связное высказывание об особенностях употребления в речи предложений с однородными членами, вводными словами и обособленными второстепенными членами предложения; вы полнить упр. 388 (Греков В. Ф., Крючков С. Е. , Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М., 1988).