Элегия В. А. Жуковского «Море» создана в 1822 году. В ней образ моря наделен человеческими чертами: оно живо, дышит, наполнено «смятенной любовью» и «тре-

вожною думой». Романтический образ светлого, гармоничного мира воплощен в образе неба. Море и небо духовно близки. Когда небо «в присутствии чистом», то и море чисто, оно отражает летящие по небу «облака золотые» и радостно блещет «звездами его». А когда по небу бегут «темные тучи», желающие отнять чистое небо у лазурного моря, оно, подобно воину, идет в бой. Поэт так рисует эту картину:

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

Даже когда буря утихнет, море лишь внешне приобретает спокойствие. Оно дрожит, боясь, что небо опять могут отнять у него.

«Очеловеченный» образ моря несет в себе символический смысл, связанный с романтическим мировосприятием Жуковского. Изображая морскую стихию, он прежде всего рисует человеческую душу, ее переменчивые эмоциональные состояния. В душе моря скрыта «глубокая тайна». Оно только внешне «лазурно» и «безмолвно», но его внутренний мир терзают страсти. Прикованное к земле, оно подобно узнику, заключенному в темницу, а силы жить дает ему «далекое, светлое небо», которое «из земныя неволи» тянет море к себе. Море, как и человек, стремится к высокому, светлому, прекрасному. Но при этом остается связанным с мирскими, земными проявлениями жизни, ее низкими, темными страстями.

Возвышенный характер тексту придают длинный нерифмованный стих с цезурой, торжественные, приподнятые интонации, вопросы, обращения, множество слов высокого стиля: Лазурное, очарован, смятенной, лоно, слаДостной, светозарной, звезда€ми, подъемлешь И др. Определения-эпитеты: Безмолвное, лазурное Море, Смятенной Любовью, Тревожною Думой, Глубокую Тайну, Необъятное Лоно, Напряженная Грудь, Светозарной Лазурью, облака ЗоЛотые И др. — замедляют взгляд на мир. Лирическое «я» видит не только море и небо вообще, но их отличительные признаки, созвучные человеку и Богу.

Изменения картины моря передаются при помощи зву-кописных образов. Вначале безмолвное, море обретает голос, когда темные тучи отнимают у него ясное небо. Он звучит грозно, море бьется, воет, рвет и терзает «враждебную мглу». Обилие глагольной лексики усиливает динамику этого фрагмента, делает море не просто живым существом, а активным поборником темных сил.

Небо, подобно Богу, охраняет чистоту душевных устремлений, но темные силы, «тучи», несут смятение, искажают чистый идеал. Море лежит под небом и приковано к земле,

поэтому оно боится разлуки с небом. Это наводит на мысль о стихиях, которые бушуют в душе человека.

Картина, созданная поэтом, помогает осмыслить мир философски. В земной жизни, мирской суете нет совершенства. А человеку свойственна тяга к красоте и чистоте, он не может жить без идеала. Если на земле царят враждебные силы, то необходимо стремление к небу, к Богу, к чистоте и свету. Без этого человеческая жизнь не имеет смысла.

В финале можно дать понятие о лирическом герое, об особенностях этого образа в классицизме и романтизме.

Итог урока

Жуковский первым в русской поэзии сумел раскрыть тонкости внутреннего мира человека, глубину и подлинность его эмоциональных переживаний, сложность чувств и настроений. Новаторство поэта — в изображении романтического образа природы, который отражает движения души, ее тонкую внутреннюю организацию. Образы и чувства, неясные очертания романтического мира Жуковского в дальнейшем по-своему преломились в лирике русских символистов, которые искали нужные слова для передачи неясных, таинственных граней человеческой души.

Домашнее задание

Подготовить план рассказа о Жуковском. Выучить наизусть и проанализировать стихотворение «Море» или «Невыразимое» (по выбору). Повторить особенности жанра баллады.