Урок на тему: «Властелин мух» Вильяма Голдинга – пародия на «Робинзонады»

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель: ознакомить школьников с основными фактами жизни и творчества Вильяма Голдинга, донести к ним сущность его предупреждений; раскрыть ученикам значения понятий «антиутопия», «робинзонада», «притча», «аллегория» на примере романа «Властелин мух»; оказывать содействие развитию критического мышления через чтение и систематизацию изученного; привлекать субъектный опыт учеников; развивать логическое мышление и языковые навыки школьников.

Оборудование: портрет Вильяма Голдинга; плакат «Правила проведения мозгового штурма»; информационный пакет (текст «Необитаемый остров в литературе»); схемы «Антиутопия», «Робинзонада».

Тип урока:     изучение нового материала.

  • Ученики должны знать: основные признаки понятий аллегория, антиутопия, робинзонада.
  • Ученики должны уметь: генерировать идеи с помощью мозгового штурма.
    • Антиутописты хотят, чтобы им доказали их ошибку.
    • Ни один из антиутопистов не стремится сделать больно.
    • Но он смотрит в лицо человека,
    • а не общестатического человечества.
    • В. Голдинг.

Ход урока.

І. Организационный момент. Слово учителя.

Сегодня мы отправимся на необитаемый остров. И такую возможность нам дает известный английский писатель Вильям Голдинг.

II. Мотивация учебной деятельности. Слово учителя.

Как вы понимаете крылатое выражение: «Смотри, не забудь - человеком будь!»?

(Раздумья учеников над утверждением.)  А вот дети, о которых пишет Вильям Голдинг, на некоторое время забыли об этом. И что из этого произошло, мы с вами узнаем, познакомившись с романом «Властелин мух».

III. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

  • Мини-лекция.
  • Слово учителя.

Вильям Голдинг - известный английский писатель (1911- 1993). Сын учителя, потому - учитель сам, он родился 19 сентября 1911 года. Закончив Оксфордский университет, воевал в британских военно-морских силах во время Второй мировой войны. В 1954 г. напечатал первое произведение «Властелин мух», которое принесло ему славу и признание во многих странах мира, а через тридцать лет, в 1983-м, Нобелевскую премию.

О жизни этого человека почти ничего неизвестно: он не поддерживал связей с другими писателями, редко давал интервью.

Вильям Голдинг писал ради того, чтобы предостеречь человечество и человека от абсурдного разрушения окружающего мира. Общее намерение «Властелина мух» он объяснял так: в этом произведении осмыслен трагический исторический опыт человечества XX столетия – Вторая мировая войну с ее небывалой жестокостью ядерных бомбардировок и уничтожением народов, тоталитарные режимы, при которых человек было сброшен с пьедестала «творца» и сведен к роли «винтика» в социальном механизме.

Вильям Голдинг утверждает, что скрытая истинная суть человека проявляется именно в этих катаклизмах и она совсем не такая привлекательная, как хотелось бы думать человечеству. «В человеке больше зла, чем можно объяснить одним лишь давлением социальных механизмов,- вот главный урок, который вынесло из войны мое поколение... каждый, кто пережил те годы, не постигнув, что человек производит зло, как пчела мед, наверное, слепой или умственно поврежденный»,- писал он.

IV.       Теоретико-литературная подготовка: усвоение понятий из теории литературы.

Притча - поучительный аллегорический рассказ, в котором фабула подчинена морализационной части произведения. Притча не изображает, а сообщает определенную идею, беря за основу принцип параболы: рассказ словно отдаляется от конкретного временного пространства и, двигаясь по кривой, возвращается назад, освещая явление художественного осмысления в философско-эстетичном аспекте.

Антиутопия - произведение, которое высмеивает утопические идеалы. Антоним к понятию «утопия», т.е. произведение, которое изображает выдумку, невыполнимую мечту.

Робинзонада - литературное произведение (чаще всего роман), которое изображает жизнь одного человека или группы людей, изолированных от общества. Чаще всего события разворачиваются на необитаемом острове и главным конфликтом является борьба героя с природой. Робинзонада возникает как наследование романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» (1719 г.).

Аллегория – инакомыслие, где конкретный образ является формой раскрытия абстрактного представления, суждение, понятие. Суть аллегории во внутреннем сравнении определенного явления с другим. На аллегории основываются притчи.

Вельзевул - в христианских представлениях демоническое существо, «князь бесов». Первые текстуальные упоминания о Вельзевуле есть в Евангелиях. Переводчик и комментатор Библии Евсей Иероним связывает имя Вельзевула с именем упоминавшегося в Старом Завете бога филистимлян Баал-Зебуба («властитель мух»). В русском переводе Библии этот божок так и назван - Вельзевул.

V. Актуализация опорных знаний.

Этап І. Генерация идей с помощью «мозгового штурма».

На доске вывешивается плакат «Правила проведения мозгового штурма».

1.         Записывай каждую идею, которая приходила тебе в голову.

2.         Придумай как можно больше идей.

3.         Не суди, не оценивай ни одной идеи.

4.         Только записывай.

Школьникам предлагается тема: «Необитаемый остров в литературе». Опираясь на свои знания, они должны за 2 минуты записать в тетради все, что им известно из литературы о необитаемых островах.

Этап II. Работа в малых группах – парах.

Через 2 минуты каждый ученик зачитывает товарищу по парте все, что он вспомнил о необитаемом острове, описанном в литературе.

Этап III. Коллективная работа.

Учитель заслушивает записи учеников о необитаемом острове в литературе.

Этап IV. Обобщение знаний.

В тетради записывается все, что выяснено о необитаемом острове в литературе.

VI. Усвоение новых знаний.

Каждый из учеников получает текст, который должен прочитать с такими пометками:

V - прочитанное подтверждает мои знания;

  • + - прочитанное отличается от того, что мне известно;
  • ? - это новое для меня;
  • ! - это меня заинтересовало.

Текст «Необитаемый остров в литературе».

Острова - небольшие, по сравнению с материками, участки суши, окруженные со всех сторон водой.

Существует много произведений, события которых происходят на необитаемом острове. Остров Калипсо у Гомера - это остров любви, сказочных метаморфоз, замечательной природы, а вместе с тем и остров смерти, так как само имя Калипсо («та, что скрывает») указывает на ее связь с потусторонним миром. Оставив Калипсо, Одиссей побеждает смерть.

На Змеином острове (египетская «Сказка о пострадавшем в корабельной аварии») множество редчайших плодов, но он обречен на гибель. Путешественник видит остров в последний миг, прежде чем тот погрузится в морскую глубину.

В «Робинзоне Крузо» Д. Дефо остров обрисован идиллично. Английский моряк XVIII ст., оказавшись на безлюдном острове в Атлантическом океане, прожил там более 20 лет и смог не только сохранить человеческое подобие, а даже морально усовершенствоваться. Он собственными силами создал на острове свой маленький цивилизованный мир.

«Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона привлекательный и загадочный, скрывает огромные сокровища, но их поиски для многих участников экспедиции заканчиваются смертью.

В 1857 г., почти за сто лет до появления «Властелина мух», английский писатель Роберт Майкл Баллантайн создал роман «Коралловый остров». В нем рассказывается о том, как группа английских мальчиков вследствие аварии на корабле оказались на безлюдном острове. Но даже чрезвычайные обстоятельства не нарушили крепких основ цивилизации у этих достойных представителей британского общества. Они с честью преодолевают сложные ситуации, действуя дружно: уверенно противостоят стихии, побеждают людоедов и пиратов, еще и обращают последних в христианство.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector