Урок-мастерская письма. Куда плывут ночные облака (7 класс)

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цели: 1. Воспитание нравственных и творческих качеств личности через создание атмосферы сотрудничества и использование когнитивных технологий. 2. Развитие навыков свободной, творческой письменной речи школьников, их активизации через использование методов фокальных объектов, «мозгового штурма»; системного анализа литературного текста. 3.

Совершенствование навыков партнёрского общения, коммуникативной Языковой культуры; обогащение понятийного багажа учащихся, Использование в активном словаре основных речеведческих понятий. План урока
Вводное слово учителя. Целеполагание. Создание рабочего настроения, позитивного отношения друг к другу.

Метод « мозгового штурма». Проверка домашнего задания: А) Чтение стихов, этюдов об обликах. Б) Работа с иллюстрациями, выполненными дома. Метод фокальных объектов: а) Игра; создание образов. б) Защита проектов.

Социализация. Работа с литературными текстами: А) Фронтальный опрос по текстоведению; Б) «5» и «2»; упражнения на личностную поддержку; В) сравнительный анализ описаний облаков у разных Авторов (Куприн, Горький, Паустовский) Г) работа с изобразительно - выразительными средствами; Д) словарная работа. Слушание музыки: А) целевая установка; сообщение о Дебюсси.

Б) слушание и запись ассоциаций, микротем. Создание текста. Запись сочинений - миниатюр. Итог урока. Позитивный настрой. Рефлексия. Ход урока ВВОДНОЕ СЛОВО. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
. - Сегодня нам предстоит интересная творческая деятельность - Как вы понимаете слово «творчество»?

Что это такое? - Как мы можем наше сегодняшнее творчество связать с темой урока: « Куда плывут ночные облака»?

Чем мы будем заниматься? (Ответы детей, целеполагание) - Сегодня мы будем готовиться к описанию беззвучно движущихся поэтических предметов - облаков. Наверное, нет такого человека, которому не нравилось бы следить за бесконечно Меняющими свою форму и размеры облаками, превращающимися то в забавных зверюшек, то в сказочные замки, дворцы или напоминающими собой таинственные растения или Крылья неведомой птицы.

I.
1)
СОЗДАНИЕ РАБОЧЕГО НАСТРОЕНИЯ
- Давайте начнём нашу творческую деятельность с того, что выскажем друг другу пожелания, они должны быть короткими, желательно в одно слово. Произносим «по цепочке». (Дети высказывают пожелания). - Как вы себя чувствуете? - Как настроение? Изменилось? - Можем ли мы приступить к работе?

2) МЕТОД «МОЗГОВОГО ШТУРМА» Мы с вами объединены в группы по 5 -6 человек. Давайте поделимся нашими Впечатлениями, размышлениями. Расскажем друг другу о том, какие качества нам Помогают, а какие - мешают жить в этом мире.

Составьте, пожалуйста, в вашей группе перечень этих качеств, не стремитесь к обобщению. Пусть перечень этих качеств будет конкретным. В результате ответов детей на доске появляется запись: Качества Мешают помогают Лень оптимизм И т. д. и т. д. - Сегодня нам в работе понадобятся те качества, которые помогают жить в этом мире, их мы возьмём с собой.

- Многие из этих качеств вам пригодились и при выполнении домашнего задания. II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. 1) Чтение наизусть стихотворений, этюдов об облаках. 2) Работа с иллюстрациями, изображающими облака. - Нужно защитить свой рисунок, объяснить, какие облака нарисовали и почему, какие мысли и чувства испытывали в тот момент, когда наблюдали за этим безмолвным явлением природы. (Ответы учащихся). III. МЕТОДЫ ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ, СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВ. 1) - Хотите поиграть? Сейчас мы с вами придумаем и с помощью воображения и фантазии нарисуем необычные облака.


Ассоциации к
слову «небо»
Эпитеты
1 2 3

Ветер:

Сильный


Ледяной

Тёплый

Луна:

Светлая

Грустная

Таинственная

Ночь:

Загадочная

Злющая

Весёлая

- Вам предлагается с помощью цветных карандашей придумать своё необычное облако, свой проект. Например, Облако – тёплое, таинственное, весёлое…
(Дети работают в группах).

2) Защита проектов. Социализация. (Работы сначала выполняются в группе, затем представляются всему классу). Образец - Что помогло создавать такие интересные проекты? - Что мешало?

- Что понравилось? - Как настроение? - Что изменилось?

- Будем работать дальше? - IV. РАБОТА С ЛИТЕРАТУРНЫМИ ТЕКСТАМИ.
1) Прежде, чем мы обратимся к литературным текстам, вспомним некоторые элементы текстоведения, знание которых понадобится в дальнейшей работе. - Назовите основные признаки текста ( тема, идея, зачин, микротемы, последовательность, логичность, связь предложений, относительная законченность). - Что такое композиция?

- Каким типом речи лучше воспользоваться, чтобы рассказать об облаках? ( Описание или повествование с элементами описания). 2) Задание: работая в группах, выделить ключевые слова, лексику, микротемы, проследить, как связаны предложения в тексте. (Самостоятельная работа в мини - группах). Анализ 1 текста. В. А. Сухомлинский « Цветок или волчья пасть»
(см. ниже):

А) выразительное чтение; Б) выделение ключевых слов и эмоционально – оценочных; На доске появляется запись: ШКОЛА (какая?)
ДВА МАЛЬЧИКА (какие?) – ВЕСЁЛЫЙ И ГРУСТНЫЙ
УЧИТЕЛЬНИЦА (какая?)
ОЦЕНКИ (какие?) -
«5» и
«2»
ОБЛАКА (какие?) – ЦВЕТОК И ВОЛЧЬЯ ПАСТЬ
В) Беседа. Упражнение на личностную поддержку: - А может быть весёлая «2»
и грустная «5»
? - Работая в группах, придумайте самую невероятную ситуацию: что было бы, если бы все дети получали только «2». В чём плюс, в чём минус такой ситуации? Какие могли бы быть интересные моменты?

(Каждая группа представляет свою версию). - Как вы думаете, почему мальчики по -разному воспринимали одно и то же облако? Вывод:
Каждый человек по - своему воспринимает мир,
и это восприятие зависит от его эмоционального состояния
.
3) Сравнительный анализ описания облаков других авторов. Анализируются отрывки текстов А. Куприна, М. Горького, И. Тургенева
.
Текст № 1
« Шли из школы домой два мальчика – Сергейка и Микола.

Сергейка был весёлый. Сегодня его три раза спрашивала учительница. Он получил пятёрку. Миколка отвечал плохо, и учительница поставила ему в дневник двойку. Ещё и сказала: - Вот, встречу твою маму, расскажу ей про твою отметку. Был тёплый весенний день. Сияло солнце.

В небесной голубизне плыло белое облачко. Сергейка загляделся на облачко и сказал: - Смотри, Микола, какое красивое облачко. Оно похоже на белую розу. Смотри, раскрылись лепестки – нежные, тоненькие. Так и трепещут по ветру. Микола долго смотрел на облако. Потом тихо промолвил: - Где же лепестки?

Где цветок? Облако похоже на волка. Смотри, вон с той стороны, где голова. Зверь раскрыл пасть – злой, готовый на кого - то броситься». ( В. Сухомлинский).
Текст № 2
« Кто из нас не любовался облаками, плывущими на небе? Кто не завидовал свободе их странствия в эфире, когда, подгоняемые и озарённые солнцем, они плавно движутся, как вереницы тёмных кораблей с позолоченными носами, или, разделившись на лёгкие отряды, быстро скользят вперёд, то стройные, как перелётные птицы, то прозрачные, как крупные опалы, выпавшие из небесной сокровищницы, то ослепительно белые, как хлопья снега, уносимые на крыльях ветра?

» ( А. Куприн).
Текст № 3
« Облака ползли медленно, то, сливаясь, то, обгоняя друг друга, мешая свои цвета и формы, поглощая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величественные и угрюмые… Что–то роковое было в этом движении бездушных масс. Казалось, что там, на краю моря, их бесконечно много и они всегда будут так равнодушно всползать на небо, задавшись злой целью не позволять ему никогда больше блестеть над сонным морем миллионами своих золотых очей – разноцветных звёзд» (М. Горький).
Текст № 4

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector